Темнота Мраморного зала галереи "Борей" в период
с 14 по 25 мая обозначает отнюдь не отсутствие экспозиции или халатность
хранителя, забывшего включить освещение, а необходимое условие для функционирования
объектов Инны Позиной. Ведь основной темой открывшейся здесь выставки
стало освещенное окно, наблюдаемое со стороны ночной улицы.
Чужая жизнь, недоступная для случайного прохожего, скрытая за стенами
и шторами и являемая только в момент искусственного освещения, с детства
волновала автора. Атмосфера чужого дома притягивала, заставляла расшифровывать
силуэты, мелькающие за стеклом, вслушиваться в звуки и голоса, ловить
обрывки фраз. Там - был теплый и уютный дом, здесь - холодная и равнодушная
улица. В зале "Борея" Инна Позина попыталась воссоздать ситуацию
из своего детства. Зритель, вынужденный исполнять роль любопытствующего,
мечтающего ребенка, втянут в разгадывание объектов, которые часто похожи
на самодельные мягкие игрушки, но несут добавочный смысл. Например,
изображение многоэтажного дома с загорающимися и потухающими окнами
- это модуль, в отверстия которого вставляются квадратики-модули меньшего
размера, или пушка, из дула которой доносится какая-то речь…
Все несколько сентиментально и ностальгически грустно, лишено необходимой
отстраненности от детских впечатлений и страхов, от детского чувства
одиночества на улице и желания найти опору в теплом мире семьи и дома.
Отдельно от всей экспозиции смотрится объект с порхающими бабочками
- видеопроекция на полупрозрачную ткань, помещенную в середине зала,
и проекция тени от первого видеоизображения на красную ткань на стене.
Тени движущихся насекомых и колеблющихся растений - образ какого-то
события, пережитого также как и история с окнами, в детстве, но еще
не понятого, не ставшего темой, техническим приемом, игрой, а поэтому
живого. Может быть, если бы в темном Мраморном зале было выставлено
только это видео, экспозиция значительно выиграла.