 Судя 
          по предыдущим фестивалям, традиционные музеи поглощают современные трактовки, 
          и рядовые зрители, случайно, оказавшись в музее в фестивальные дни, 
          обычно не различают их на основном фоне. Писатель Михаил Берг, подсказавший 
          Институту Про Арте идею фестиваля, тем не менее считает: "Фестиваль 
          помогает уточнить, что такое традиционное, а что - современное искусство, 
          а также привлечь внимание к последнему". По мысли Берга, пока актуальное 
          искусство в Петербурге так же мало заметно, как и общественные туалеты.
Судя 
          по предыдущим фестивалям, традиционные музеи поглощают современные трактовки, 
          и рядовые зрители, случайно, оказавшись в музее в фестивальные дни, 
          обычно не различают их на основном фоне. Писатель Михаил Берг, подсказавший 
          Институту Про Арте идею фестиваля, тем не менее считает: "Фестиваль 
          помогает уточнить, что такое традиционное, а что - современное искусство, 
          а также привлечь внимание к последнему". По мысли Берга, пока актуальное 
          искусство в Петербурге так же мало заметно, как и общественные туалеты.
          К открытию фестиваля на быструю руку соорудили Вавилонскую двухъярусную 
          "дуру" из подручных строительных средств, коих в Петропавловской 
          крепости сейчас предостаточно. Перформанс Андрея Хлобыстина представлял 
          собой лингвистическую какофонию. Носители языков сквозь репродукторы 
          доносили главную идею Хлобыстина: художники разговаривают на разных 
          наречиях и не склонны к взаимопониманию. Язык фестивальных проектов 
          легко распознавался (при условии внятности высказывания), поскольку 
          строились они по схожим, простым правилам.
          Современные проекты использовали музейный принцип архивирования: беря 
          за основу какой-то прием, тему, букву алфавита, художники нанизывали 
          на него, накапливали различные образы. В Александрийском театре, например, 
          открылась выставка группы "Мусорщики", чьи проекты в общем-то 
          развивают мотив Йозефа Бойса, в 1972 году построившего очередную концептуальную 
          выставку на мусоре, собранном на площади Карла Маркса в Западном Берлине 
          после первомайской демонстрации.
          Каждая хрупкая скульптура мусорщиков-последователей представляет собой 
          колбочку, начиненную пылью и мелкими останками. По деталям легко распознается 
          театр, откуда изъята порция пыли. Так, в мусоре Мариинского театра доминируют 
          перья, Эрмитажный же мусор заперт в сосуде, где поперек "горлышка" 
          застрял отдельный катышек, топографически точно обозначающий место Эрмитажного 
          театра на "карте" музея.
          Собственно архив, коллекцию документов, представили московские художники 
          Вера Хлебникова и Александр Райхштейн, которые как будто-то бы бесстрастно 
          рассказывали историю некого Александра Карякина: человек родился, женился 
          и умер - на Пряжке. Причина смерти, впрочем, говорит не о сумасшествии, 
          а о воспалении легких. В одном из последующих писем секретаря горисполкома, 
          поверенного жены почившего, читается сомнение в подлинности документа, 
          врачи обвиняются в невнимательном отношении к пациенту и пропаже плаща.
          Некоторые проекты напоминали не столько музейные экспозиции, сколько 
          инфраструктуру музея. Так, одним из элементов проекта "Про полюс" 
          стала "розничная акция" - продажа вещиц (собранных у критиков 
          и художников), как-то связанных с Северным полюсом.
          В другом подпроекте представлены слайды, на которых сигареты, обувь 
          и прочие брэндованные продукты рекламировались на фоне Арктики-Антарктики, 
          своего рода кросс-промоушн, совместная реклама имиджей континентов и 
          "сопутствующих" продуктов. В Музее Набокова показали проект 
          Андрея Чежина и Дмитрия Мишенина "Демонстрация незагорелых частей 
          человеческого тела", по сути напоминающий "корпоративную" 
          вечеринку: зрители бродили по песку, рассыпанному по залам, поедая глазами 
          обнаженных барышень и распивая апельсиновый сок. Об искусстве напоминали 
          только его традиционные атрибуты, вещественные доказательства, превратившиеся 
          в аксессуары: фотографии, фигуры, контекст. В большинстве проектов признаки 
          искусства заметно уступали способам его продвижения.
          Тема "Искусство как вещественное доказательство" обсуждалась 
          особняком (в особняке Румянцева) на круглом столе. На диспуте речь прежде 
          всего шла о зыбкости документа, который до последнего времени еще мог 
          восприниматься как признак реальности. Как свидетельствовал куратор 
          проекта Максим Райскин, в 90-х линия документирования раздваивалась 
          на два направления: мистификации и компромата, пока в конце 90-х не 
          превратила художника в свидетеля. Московский журналист Григорий Нехорошев 
          вспоминал о выставке "Компромат" (она прошла в галерее Гельмана 
          вскоре после знаменитого выноса коробки из-под ксерокса из администрации 
          Ельцина), где были показаны такие экспонаты, как израильский паспорт 
          Зюганова и прочие образцы идеального компромата. Нехорошев свидетельствовал, 
          что все это было выполнено по заказу администрации Ельцина, которому 
          было выгодно дезавуировать компромат.
          Доклад на тему "Художник - судья или обвиняемый" попытался 
          прочесть и автор данной статьи: речь идет об упрощении иерархии в современном 
          искусстве, что является следствием идеологии глобализации. Возведение 
          в культ "низкого", которое художники исповедуют уже более 
          100 лет, потеряло смысл - по сути писуар Дюшана давно сравнялся с мадонной. 
          Поэтому остается документировать, коллекционировать существующее. Как 
          сказала художница Людмила Белова, создавать собственный, личный архив, 
          которому может доверять, по крайней мере, его автор.
        Источник: "Деловой 
          Петербург"