В Москве тропики. С утра духота, после обеда потоки воды, которые без
следа высыхают к вечеру. Самая подходящая обстановка для джаза.
11 июля в сад Эрмитаж на один день заглянул "Джаз-бэнд 10-й авеню"
из Портленда. Этот ансамбль лучше всего описывать отрицаниями. Они не
профессионалы в том смысле, что музыка не является их единственным занятием.
Трубач играет не как Армстронг и не как Майлс Дэвис, саксофонист - не
как Чарли Паркер, пианист - не как Телониус Монк, и так далее. И это
вовсе не обидная оценка. Каждый играет, как слышит он сам. Играет то,
к чему зовет партнер по сцене. Так и должно быть в джазе. Не может быть
второго Гиллеспи - был уже один, а ты живи сам по себе.
Один из теоретиков джаза, к слову сказать, не американец, а француз,
определял джаз просто: это музыка, под которую танцуют негры. Именно
такую традиционную танцевальную музыку играет "Джаз-бэнд 10-й авеню".
И это сразу оценили москвичи. Танцплощадка перед старомодной ракушкой
сада Эрмитаж не пустовала, а музыканты получали постоянную подпитку
не только друг от друга, но и от публики. "Песня "Мэкки-нож"
прозвучит для нашего друга из Калифорнии, который отмечает сегодня в
Москве свой день рождения" - ну чем это объявление уступает незабвенному
посвящению гостю из солнечной Грузии .
Вместе с "Джаз-бэндом 10-й авеню" посмотреть Россию приехали
их друзья и знакомые. Они показали москвичам неизвестную доселе забаву
- Second Line. Вторая линия, вторая очередь - традиционное шествие карнавала
в Новом Орлеане. "Этот танец напоминает движения человека, больного
радикулитом и одновременно старающегося освободиться от залезшего к
нему под рубаху, майку, юбку или в штаны крупного насекомого, при этом
еще опасающегося поскользнуться на банановой кожуре и то ли отбивающегося
от налетающих на него птиц, то ли делающего кому-то предупреждающие
знаки, выражающего лицом попеременно наслаждение, отвращение и недоумение
всем, кто не следует его примеру", - так описывает виденный им
настоящий нью-орлеанский Second Line организатор московского концерта,
неутомимый пропагандист джаза Алексей Баташев.
До такого идеального результата москвичам еще далеко. Вторая очередь
- это в первую очередь вопрос идеологической зрелости публики. Предстоит
учиться, учиться и еще раз учиться.
Начало положено.