В эти выходные в помещении библиотеки Гете-института на
Невском, 25, прошел первый мастер-класс в рамках фестиваля TanzТеатр.
Танцевать не учили, и, несмотря на многочисленные просьбы собравшихся
хореографическое мастерство тоже не демонстрировали. Шведская хореограф
и танцовщица Марика Хедемур, художественный руководитель отделения танца
Crowd Company, выступала лишь в одной роли - теоретика современного
танца, который она изучала в Лондонском центре Рудольфа фон Лабана.
Теорию современного танца пришли изучать, главным образом, "закоренелые
классики" - балетные критики Петербурга. Ведь критика contemporary
dance, как и сам этот вид искусства, находится у нас все еще в зачаточном
состоянии. На поверку, "классики" оказались не так уж и закоренелы,
хотя кое-что из продемонстрированного и резало их глаз.
Теория хореологии, несмотря на непривычное название, оказалась сколь
интересной, столь и доступной восприятию даже непрофессионалов. Фактически
- обычной схемой, позволяющей вербализировать наши визуальные впечатления.
А последних на семинаре было много - Марика привезла в Петербург большое
количество записей современных постановок, которые и демонстрировались
на протяжении двух дней. Комментарии к видео благодаря предложенной
схеме могли делать все присутствующие. Даже дилетанты. Главное - понять
простые, но важные вещи. Например, что танец в эстетике contemporary
dance - это не искусство, а событие. В нем нет повествовательности как
таковой, а есть воплощение идеи. Что TanzТеатр - это театр реальных,
плотских людей, а не рафинированных балерин, с телами, полностью очищенными
от физических свойств.
Или, например, проникнуться идеей игры с кодами. Ломка стереотипов -
один из важных приемов TanzТеатра. Поэтому интерпретации шведа Матса
Экка, "играющего" с Чайковским - это не пародия и не фарс,
а то самое "свое" прочтение классики. Кто, например, сказал,
что лебеди должны обязательно быть молодыми изящными девушками в балетных
пачках и с белым пухом на голове? А может, это босые мужчины в псевдопачках
и с имитирующими голый череп сетками? Главное - какую реакцию у публики
ожидает хореограф. Ломка стереотипов заведомо ориентирована на эпатаж,
но участие публики в спектакле, ее реакция - это тоже часть театрального
перформанса.
Некоторые из имен хореографов, чьи композиции демонстрировала Марика
Хедемур, хорошо знакомы у нас в стране - тот же Матс Экк, или американец
Мерс Каннингхем с его скульптурными композициями тел. Но танцующий Джон
Траволта в мюзикле "Бриолин" в качестве представителя TanzТеатра
воспринимался, честно говоря, с трудом.
Следующие мастер классы, которые будут проводиться в рамках фестиваля,
будут адресованы хореографам, и посвящены уже не теории, а практике
современного танца.