Rambler's Top100
 
   

15.11.2001
Выставки

Рыбный вкус "красоты"
Елена Невердовская


В галерее 103 – рыбный день. У людей, знакомых со всеми разновидностями советских столовых, сразу возникают ассоциации с бедным и однообразным меню: бесцветностью отварной рыбы, засушенными краями селедки, слегка приправленной постным маслом. Может быть, к счастью, что молодым художникам, представившим в этой галерее 9 ноября на Пушкинской-10 свой проект «Рыбный день», подобные воспоминания отнюдь не свойственны. Для Юли и Володи Третьяковых, Кати Савиной, Оли Доброходовой рыбный день – это праздник, а в ряду найденных ими ассоциаций – такие слова, как море, солнце, остров, «Рыбонька», «Джонка», «Рыбак и рыбачка», кораблик. Стараниями художников галерея 103 из пространства, обычно репрезентирующего современное искусство, подобно монашеству, отрекшееся от всех соблазнов материального мира, превратилось в восточный базар, не чуждый мирских страстей. На выставке всего в избытке: яркие цвета фотографий и текстиля, блеск золотой парчи на костюмах и ширмах, солнечные блики на море и отсветы фольги на белых стенах, шелк и мешковина, вышивка и батик, почти арабская вязь графики, превращающей все изображаемое в прихотливый орнамент.
Такой мощный арсенал средств необходим для удовлетворения желания авторов: «найти гармоническое соответствие тому, что уже существует в мире». Для этого им понадобился символ рыбы («уже не единожды культивирующийся в мировой культуре» – так отмечено в буклете). Несколько странно, что использование этого образа не только никак не мотивируется, но и происходит лишь в одной плоскости: эксплуатируется внешняя сторона, например форма рыбы, блеск чешуи, а все символические и мифологические значения, которыми так нагружен взятый художниками предмет, остаются за пределами их внимания.
Рыба – как материал для декоративных вариаций. Даже «Селедка» Петрова-Водкина послужила темой для изображения на одной из шелковых подушек: сухая ржавая рыба, граненый стакан и мятая газета попали на зеленую в красный цветочек скатерть в комнату с сердечками на стенах.
Стоит отметить, что подобный прикладной характер имеют не только лоскутные картинки и расписные или вышитые подушечки, но и фотографии. Эти снимки легко представимы в качестве развлекательных или рекламных картинок в модном глянцевом журнале. Для того чтобы объяснить их размещение на стенах галереи, яркости красок и привлекательности моделей явно недостаточно. Может быть, для подобного обоснования и появилась «концепция» праздника «Рыбный день», а также весь антураж текстильных коллажей, графических листов, ширм, подушечек и даже штукатурных сеток, изображающих рыболовецкую снасть. Скорее, вавилонское столпотворение, чем «синтез живописи, дизайна и музыки».
Если попытаться понять, по какой причине галерея, обычно придерживающаяся строгой диеты актуального искусства, устроила в своих стенах такой рыбный праздник, можно предположить, что связано это со стремлением отдохнуть, может – желанием развлечься. Изменить привычкам и попробовать на вкус «красоту», которая в настоящее время переместилась в область моды, дизайна и рекламы. Поэтому синтез этих трех видов деятельности и попал в галерею, правда, утратив при этом определяющие их черты. Не выставка, а «Рыбный день». Хотя именно это и обещали.



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

Rambler's Top100