15.11.2001
Выставки
Рыбный вкус "красоты"
Елена Невердовская
В галерее 103 – рыбный день. У людей, знакомых со всеми разновидностями
советских столовых, сразу возникают ассоциации с бедным и однообразным
меню: бесцветностью отварной рыбы, засушенными краями селедки, слегка
приправленной постным маслом. Может быть, к счастью, что молодым художникам,
представившим в этой галерее 9 ноября на Пушкинской-10 свой проект «Рыбный
день», подобные воспоминания отнюдь не свойственны. Для Юли и Володи
Третьяковых, Кати Савиной, Оли Доброходовой рыбный день – это праздник,
а в ряду найденных ими ассоциаций – такие слова, как море, солнце, остров,
«Рыбонька», «Джонка», «Рыбак и рыбачка», кораблик. Стараниями художников
галерея 103 из пространства, обычно репрезентирующего современное искусство,
подобно монашеству, отрекшееся от всех соблазнов материального мира,
превратилось в восточный базар, не чуждый мирских страстей. На выставке
всего в избытке: яркие цвета фотографий и текстиля, блеск золотой парчи
на костюмах и ширмах, солнечные блики на море и отсветы фольги на белых
стенах, шелк и мешковина, вышивка и батик, почти арабская вязь графики,
превращающей все изображаемое в прихотливый орнамент.
Такой мощный арсенал средств необходим для удовлетворения желания авторов:
«найти гармоническое соответствие тому, что уже существует в мире».
Для этого им понадобился символ рыбы («уже не единожды культивирующийся
в мировой культуре» – так отмечено в буклете). Несколько странно, что
использование этого образа не только никак не мотивируется, но и происходит
лишь в одной плоскости: эксплуатируется внешняя сторона, например форма
рыбы, блеск чешуи, а все символические и мифологические значения, которыми
так нагружен взятый художниками предмет, остаются за пределами их внимания.
Рыба – как материал для декоративных вариаций. Даже «Селедка» Петрова-Водкина
послужила темой для изображения на одной из шелковых подушек: сухая
ржавая рыба, граненый стакан и мятая газета попали на зеленую в красный
цветочек скатерть в комнату с сердечками на стенах.
Стоит отметить, что подобный прикладной характер имеют не только лоскутные
картинки и расписные или вышитые подушечки, но и фотографии. Эти снимки
легко представимы в качестве развлекательных или рекламных картинок
в модном глянцевом журнале. Для того чтобы объяснить их размещение на
стенах галереи, яркости красок и привлекательности моделей явно недостаточно.
Может быть, для подобного обоснования и появилась «концепция» праздника
«Рыбный день», а также весь антураж текстильных коллажей, графических
листов, ширм, подушечек и даже штукатурных сеток, изображающих рыболовецкую
снасть. Скорее, вавилонское столпотворение, чем «синтез живописи, дизайна
и музыки».
Если попытаться понять, по какой причине галерея, обычно придерживающаяся
строгой диеты актуального искусства, устроила в своих стенах такой рыбный
праздник, можно предположить, что связано это со стремлением отдохнуть,
может – желанием развлечься. Изменить привычкам и попробовать на вкус
«красоту», которая в настоящее время переместилась в область моды, дизайна
и рекламы. Поэтому синтез этих трех видов деятельности и попал в галерею,
правда, утратив при этом определяющие их черты. Не выставка, а «Рыбный
день». Хотя именно это и обещали.