Rambler's Top100
Артерия Ру - агентство культурной информации

16.04.2002
Новости культуры

"Щелкунчик" Шемякина или Как искусствовед Иван Чечот исполнил роль Дроссельмейера
[Елена Невердовская]

Михаил Шемякин13 апреля в Театре Балтийский дом в рамках выставки "Сценический глаз. Визуальные искусства и театр" состоялся круглый стол, посвященный теме: "Петербургские театральные проблемы: "Щелкунчик", или Как быть с великими традициями?" Обсуждение столь серьезных, а для Петербурга еще и болезненных вопросов благодаря месту проведения и участникам превратилось в занимательное театральное действо. На малой сцене за парой реквизитных столиков расположились освещенные софитами персонажи: искусствовед Иван Чечот, художник Михаил Шемякин, директор Гете-института в Санкт-Петербурге Вильфрид Экштайн (ему была отдана роль статиста), композитор Сергей Слонимский, а также музыковед, театровед и арт-критик. По меткому выражению последнего, Главный искусствовед современности Иван Дмитриевич Чечот выступил в роли Старшего советника суда Дроссельмейера - обращаясь к кому-либо из участников, он волшебным образом приводил его в движение, заставлял "шаркать ножкой и вращать глазами".
Первой он оживил балетоведа М.Ратанову, она не только рассказала о нескольких постановках "Щелкунчика", осуществленных в различных странах в течение ХХ века, но и продемонстрировала фрагменты трех, авторы которых не слишком задавались вопросом о соответствии каким-либо традициям. В марсельском балете 1972 года под музыку Чайковского танцевали степ и отбивали чечетку, в балете Марка Морриса (Брюссель, 1991) действовали герои американских комиксов, поклонники рок-н-ролла, любители колы и TV, а Морис Бежар вообще превратил рождественскую сказку в посвящение Французской революции. Отталкиваясь от этого, присутствующие высказались по поводу последней постановки "Щелкунчика" в Мариинском театре. Музыковед, театровед и композитор С. Слонимский сошлись во мнении, что более консервативна в восприятии новаторских театральных решений публика не "широкая", а "узкая", состоящая, преимущественно, из критиков и профессионалов.
В момент, когда участники круглого стола готовы были увязнуть в абсолютно театральном обсуждении, не театрал и не балетоман Иван Чечот дернул за следующую веревочку и привел в действие художника Михаила Шемякина и арт-критика, куратора и галериста Глеба Ершова, завязав между ними не лишенную остроты интригу. Он представил сценографу последнего местного "Щелкунчика" Ершова в качестве историографа творчества Шемякина как "официального художника современной России". Вопрос, который задал арт-критику современный "Дроссельмейер", звучал более чем двусмысленно, хотя сформулирован был предельно просто: "Что такое художник Шемякин?" Глеб Ершов вывернулся с помощью непременной фразы о "неоднозначности фигуры в современном искусстве", процитировал точку зрения Екатерины Деготь (на имя которой часть зрителей отреагировала весьма агрессивно), обозначившей этого художника как сюрреалиста второго плана, и сослался на противоположное мнение, определяющее Шемякина как гениального творца, одного из авторов современного мифа о Петербурге, наряду с Бенуа, Сомовым и т.д. После краткой характеристики, Ершов задал специфический вопрос нарушителю русской традиции в постановке "Щелкунчика" о масштабах декораций и масок. Шемякин, отвечая на этот весьма конкретный вопрос, показал себя истинным художником. Он рассказал сначала всю историю знакомства с Гергиевым, потом всю историю отношений с Ратманским, вспомнил о немецком детстве, кавказском происхождении и прочих не относящихся к обсуждаемой теме вещах. Больше конкретных вопросов ему никто не задавал. Иван Чечот, почувствовав конъюнктуру, спросил о предельно общих вещах - как относится Михаил Шемякин к Современной России. Тот с радостью рассказал о своих беседах с Путиным и о местной таможне, о пластинках русских цыган в Нью-Йорке и о будущих выставках в Русском музее. Одним словом, как и подобает настоящему художнику, Шемякин превратил круглый стол в собственный бенефис.



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100