21
мая в Выставочном зале редакции журнала "НоМИ" открывается
выставка "Вечная линия" - совместный проект швейцарского художника
Штефана Шпихера и петербургского галериста Дмитрия Семенова. Эта экспозиция,
в которую входят традиционная живопись, работы на цинке, инсталляции
из стекла, в апреле демонстрировалась на Международной ярмарке современного
искусства "Арт-Москва".
В основу проекта художник положил идею о непрерывности линий. С помощью
художественных материалов автор только проявляет существующие линии,
конец и начало которых лежат за пределами его произведений, в каком-то
ином, не видимом глазом пространстве. Подобный замысел налагает ограничения
не только на сами объекты - сводя видимый мир к вариациям стереометрических
проекций, но и на способ их изображения, например, монохромность. Хотя,
сам Штефан Шпихер не считает свою палитру ни бедной, ни даже сдержанной,
подражая, возможно, китайским каллиграфам, которые были способны различать
сто оттенков черного цвета. В своих работах на цинке автор "Вечной
линии" демонстрирует нам художественные метаморфозы того же свойства,
но на ином материале. Металлическая поверхность претерпевает изменения
под воздействием нитрата серебра и азотной кислоты, без применения красителей.
Впервые работать с цинком Шпихер начал в 1996 году, когда развивал столь
же стереометрическую тему, как и "Вечная линия", - "Пространство
и контрпространство", начатую им еще в 1993 году.
Штефан Шпихер, получивший образование в муниципальной Школе искусств
города Базеля, а затем в арт-студии итальянского художника Beppe Assenza,
практически с первых экспозиций в Берлине в 1982 году проявил свою приверженность
к монохромной живописи и геометрической тематике. Вместе с произведениями
последующей серии "Стены пепла" они составили первый масштабный
цикл. Последующее пребывание и работа художника в Японии и Индонезии
не сделали его живопись более богатой по цвету, а форму более сложной
- он остался верен себе, и в тропиках работая над геометрическими 2-3-частными
произведениями. Но сам автор линейных и пространственных композиций
не считает себя приверженцем стереометрической "научной картины
мира", а предлагает совсем другой ключ для интерпретации собственных
произведений. Его картины и объекты - это "взгляд на небо Швейцарии
сквозь голые ветви деревьев".