Архитекторы и реставраторы рассказали о том, что ожидает
восточное крыло Главного Штаба в недалеком будущем
Государственный
Эрмитаж - город в городе. Мало того, этот город стремится к автономии,
хочет стать мегаполисом, новым Вавилоном. На реализацию этого плана
нацелена новая программа, которая так и называется "Большой Эрмитаж".
Главный лозунг - все для посетителя. Реальные действия - приспособление
большей части исторических зданий вокруг Дворцовой площади для нужд
исключительно музейных - просвещения и досуга, развлечения и коммуникации.
Посетителя будущего Большого Эрмитажа помимо залов с коллекциями и временных
выставок будут ожидать галереи и лекционные залы, музейные кафе и рестораны,
интернет-центры и магазины.
Одной из важных частей программы является реконструкция восточного крыла
Главного Штаба. Здание, построенное в 1820 - 1830 годах по проекту классициста
Росси, предназначалось для Министерств, служебных квартир, гостиниц
и больниц. Бывший "офисный центр" был отдан Эрмитажу еще в
1989 году, но только сейчас архитекторы получили право вмешаться в творение
знаменитого предшественника и в рамках дозволенного совершить подвиг
новаторства, создать нечто небывалое.
Определить рамки для оперативного вмешательства Эрмитажу помогали многочисленные
эксперты, архитекторы с мировым именем. Удивительно, что самые большие
экстремисты оказывались закоренелыми консерваторами: они предлагали
оставить все как есть. Трудно сказать, по счастью ли, но их не послушали.
Решили: менять и вмешиваться будут, - и тут на ответственные головы
в Комитете по охране памятников и прочих экспертов с правом голоса посыпались
многочисленные проекты. Все отмели, за исключением одного, особенного.
Авторский коллектив во главе с Олегом Явейном взяли на вооружение традиционные
русские придумки, идеологию Северной Пальмиры, архитектурное мифотворчество
главной просветительницы - Великой Екатерины.
При проектировании архитекторы руководствовались правилом: самые оригинальные,
авангардные вещи чего-то стоят только тогда, когда опираются на национальную
культуру. Вдохновлялись они Малым Эрмитажем - его висячими садами, анфиладами,
трансформирующимися комнатами, укромными местами, в которых любили уединяться
эрмиты-отшельники. Все это провозглашается не просто как ультрасовременная
форма интерьера. Сценарий гораздо шире - архитекторы строят музей.
В музее будущего весь первый этаж повернется к музею спиной, лицом к
городу - такой эвфемизм употребил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский,
не желающий говорить о коммерческом предназначении площадей. В восточное
крыло Главного Штаба можно будет проникнуть с Невского и Дворцовой,
с Большой Морской улицы и с набережной Мойки. Какой сервис будет ожидать
посетителя никто точно еще не знает, все верят в одно, что он будет
самого высокого качества. Главный вход в залы Эрмитажа, посвященные
искусству XIX и XX веков, будет расположен внутри одного из пяти дворов
колодцев. От колодцев, правда, не останется и следа - они превратятся
в главную анфиладу выставочных залов, отделенных друг от друга большими
дверьми - это одно из самых загадочных новшеств проекта (никто из авторов
реконструкции не признался, будут ли эти двери высотой с четыре этажа
вообще, или этот плод фантазии даже в предпроектном состоянии будет
зарезан экспертами). Второе нововведение - это стеклянная плоская крыша,
при первом же взгляде на которую, возникает вопрос, уместна ли она в
питерском климате?. Предельно откровенно на это ответил Олег Явейн:
"о таких идеях сами архитекторы говорят "не дай бог построят",
но технологически все вполне решаемо".
Больше всего при демонстрации проекта реконструкции восточного крыла
Главного Штаба говорилось о садах. Именно сады, расположенные на уровне
второго этажа, должны стать центральным маршрутом для всех посетителей.
Не обязательно, разбитые в английском или французском духе растительные
сады. Архитекторы нафантазировали сады руин, камней, скульптур, рисунков
на песке и много чего другого. От этой магистрали, как сад расходящихся
тропок, будут проложены дорожки и лестницы на экспозицию, основой которой
станет коллекция французской живописи, размещенная в настоящее время
на третьем этаже Зимнего дворца. Сказать что-либо более достоверное,
как же будет выглядеть музей XXI века - затруднительно. Больше знать,
чем Михаил Пиотровский невозможно, а ему "проект ясен только 76%".
Остается только ждать реализации, то есть - буквально 3-4 лет, и тогда
причаститься настоящей царской жизни, полной дворцовых тайн, стать туземцем-эрмитом,
своим среди картин, камней, скульптур и кругов на тонком песке.
Справка:
Генеральным проектировщиком выступила Архитектурная мастерская "Студия
- 44". Разработка реставрационных разделов: "Архитектурная
Студия Михайлова". Конструктивных разделов: конструкторское бюро
"СИЛКО". Инженерных разделов: ЗАО "Петро Инжиниринг".
Авторский коллектив проекта: О. И. Явейн, В. И. Лемехов, П.С. Соколов,
В. В, Хмелева, при участии И. В. Голышевой, Д. П. Косова и О.В. Шориной.
Цифры:
Завершение проекта - ноябрь-декабрь 2003 года.
Реализация первой очереди проекта: 2006 - 2007 гг.
Финансирование из кредитов Всемирного банка, экспозиционная часть -
из фондом Эрмитаж-Гугенхайм.
Стоимость первой очереди - $ 14 млн.
Стоимость всего проекта "Большой Эрмитаж" - $ 120 млн.
Общая площадь архитектурного массива, включающего пять зданий и пять
внутренних дворов, - 38200 кв. м, из них 23% будут "обращены к
городу". Из этих 23% только 60-70% будут сдаваться внаем коммерческим
структурам.