В
среднеевропейском городе Херфорд (65 тыс. жителей) открыт новый музей
современного искусства, мебели и дизайна МАРТа. Архитектор – американец
Фрэнк Гери. Художественный директор – бельгиец Ян Хоэт. Первый - деконструктивист,
покончивший с традициями модерна, автор иконы современной архитектуры
– музея Гуггенхайма в Бильбао. Второй - куратор самой экономически
прибыльной кассельской Документы 1992 года, создатель музея СМАК в
Генте.
В метрополиях Гамбург, Кельн и Мюнхен откликнулись на это событие
крайне болезненно: "Не иначе, как в Херфорде!", "Мировое
искусство в захолустном городке". Каждый из них, без сомнения,
хотел бы иметь своего Гери, каждый не отказался бы заполучить финансово
успешного и эстетически изощренного бельгийского интеллектуала. Почему,
собственно, так повезло средневековому городку на реке Аар, обязанному
своим появлением паре аббатств и никак в истории не прославившемуся?
Хотя в Средние века Херфорд и не попал в летопись, но в экономической
истории Новейшего времени ему уделено место: с начала прошлого века
он является важнейшим производителем мебели. По оценкам статистики
на Херфорд приходится 20 % производимой в Германии мебели и 60% современных
кухонь. Благодаря разработанной современной системе транспортировки
немецкий производитель стал привлекательным партнером для всей Европы.
Две крупнейшие выставки – мебельной индустрии и доставки – являются
барометров в отрасли.
Это
и послужило причиной зарождения в 1996 году мысли основать "Дом
мебели". Идея обустроить постоянно действующий форум для дизайнеров,
производителей и доставщиков мебели принадлежит министру-президенту
Северного Рейн-Вестфалии Вольфгангу Клементу (в настоящее время министр
экономики Германии). Десять фирм основали "Общество содействия
развитию мебельного дизайна, искусства и культуры", призванное
в лучших традициях знаменитого немецкого Баухауза связать воедино
коммерцию и чистый арт. Звеном могло стать только имя – именно поэтому
общество пригласило к участию двух звезд, Фрэнка Гери и Яна Хоэта.
Именно они задали проекту новое, решающее направление. Не иначе как
музей, центр и форум должны быть помещены под одну крышу. Не иначе
как Мебель, ART и ambiente зашифрованы в аббревиатуре МАRTa.
Не удивительно, что в городке, основанном в 789 году, строительство
велось не на пустом месте – точкой сборки нового музея стал старый
архитектурный памятник. Удивительно – по крайней мере, для россиянина
– другое: охраняемым достоянием является индустриальное здание, построенное
в 1950-е годы местным архитектором. Скромная, четырехэтажная фабрика
послужила "пирсом", вокруг которого вздыбились волны Гери
из кирпича, бетона и стали. Стоимость этого железобетонного моря площадью
7 тыс. кв. метров – 29 миллионов евро, в финансировании приняли участие
коммуна Херфорда, члены "Общества содействия развитию мебельного
дизайна, искусства и культуры" и частные лица. На планирование
ушло 3 года и еще 4 на постройку.
"Второе Бильбао", – констатировали скептики, недовольные
тотальным насилием деконструктивистских объемов над типичным бюргерским
ландшафтом. "Кирпичные колоссы задавили старый архитектурный
памятник, фабричный фасад скрылся за стальным частоколом, в архитектурном
диалоге Гери беззастенчиво присвоил себе первую роль"…
"МАРТа Гери не навязывает себя зрителю, не возвышается над окрестностью,
- восхищаются поклонники современной архитектуры, - а покоряют гармоничным
сочетанием самодостаточности и респекта по отношению к историческому
ландшафту". L'hommage европейскому прошлому – это красный кирпич,
парящая над рекой терраса. Верность себе – отсутствие углов и окон,
дырявящих чистый объем, приоритет здания как скульптуры над зданием,
как строением. То есть приоритет субъективного над безличным. Архитектор
как суперстар, новый герой современного медиа-мира.
Именно героическое и субъективное – точно так же, как Гери, - выбрал
художественный директор музея Ян Хоэт в качестве центральной оси для
формирования первой выставки "Мои (личные) герои". Что еще
позволило бы объединить разноплановую коллекцию изобразительного искусства
и собрание образчиков современного дизайна?
Героическое
всегда было в центре внимания изобразительного искусства, и настоящее
время – не исключение, только место "божеств" стали все
чаще замещать медиальные идолы. Героическое скомпрометировано, осмеяно
и заново со смертельной опасностью провозглашено Уорхолом. Героическое
пережито, как архаическое Йозефом Бойсом. Как мистическое, интеллектуальное,
экзистенциальное. Но в то же самое время экспозиция подвергает сомнению
само существование героя. Подмена: идол, кинозвезда, жертва, убийца.
И постепенно Хоэт подводит к мысли, что герои и творения, а равно
как и все подмены живы только тогда, когда есть наблюдатель, который
не только увидел, но и формально зафиксировал свои наблюдения. И в
этом контексте формального, функционального подхода наблюдатель, (кто
бы он ни был, художник, архитектор, репортер, сценарист) – дизайнер.
И все же дизайн, как полагает бельгиец, должен рассматриваться не
как область чисто рационального и коммерческого, а гораздо шире –
как поле экспериментального творчества. В такой трактовке именно искусство
становится в классификации на ступень ниже, его автономия ставится
под сомнение, а роль посредника и инструмента рассматривается, как
достойная "главного Оскара". Искусство, одним словом, -
последний герой, провокатор медиального шума, инициатор скандалов
и прецедентов. И в этом контексте МАРТа – пространство для столкновения
"автономии" и "функции", "оригинала"
и "репрезентации", "мобильности" и "музеификации",
"декоративности" и "наррации".
Надо сказать, идея "героического и субъективного" уже сработала.
Первый урожай скандалов уже собран. Предприниматели, вложившие деньги
в столь необычный бизнес, пока не считают прибыли, до этого еще очень
далеко, но наслаждаются порожденной волной, завистью признанных центров
культуры и ожидают, что принесет им завтрашний день. Правительства
и коммуны других городов, разволнованные чужим быстрым стартом, пришли
в движение. Сработало то, на что ставили Гери и Хоэт.
Дальнейший же коммерческий успех зависит от активности Центра дизайна,
Союза деревообрабатывающей промышленности, центра по разработке искусственных
материалов и от многого другого, что также расположено в стенах МАРТа.
Так что следующий ход – за индустрией.