Эстонские
критики и искусствоведы относительно творчества скульптора Маре Микоф
утверждают две вещи. Утверждение первое: Маре Микоф - это бескомпромиссная
феминистка и мятежница, нарушающая все каноны жанра. И второе - она
правомерно венчает вот уже тридцать лет трон эстонской скульптуры. Одно
другому не противоречит, ведь от женщины-скульптора легко ожидать некоторой
брутальности, а уж про трон - что ж, иногда и женщину в искусстве могут
признать первой.
Тот, кто посетит выставку Маре Микоф, открытую в Выставочном центре
Союза художников, в первый же момент будет готов согласится, по крайней
мере, с первым утверждением: огромная сделанная из алюминия фигура "Маре"
(1995), преграждающая дорогу каждому зрителю, кажется не просто мужеподобной,
несгибаемой и жесткой, но даже слегка агрессивной. Однако, буквально
в следующий момент внимания привлекают фигуры, выстроившиеся вдоль стен,
- пестро одетые барышни с мощными ногами и не слишком выразительными
лицами. Интерес вызывает одежда, в которую облачены эти ноги, руки и
головы, - при ближайшем рассмотрении становится ясно, что под одеждой
- ничего нет. Тончайшие капроновые чулки умопомрачительного оранжевого
цвета, вышитая дубленка, короткая куртка из длинного зеленоватого искусственного
меха - одежда "Девушки А" и "Девушки Б"; виниловые
плащи - розовый, серебряный и с рисунком - на барышнях под названиями
"Винил 1", "Винил 2" и т.д. Наряды этих женских
фигур, так же как и одежда и аксессуары живых женщин играют одну и ту
же роль - привлекают внимание, сулят небывалые прелести и невиданные
наслаждения. Но если у реальных барышень под одеждой - реальное, материальное
тело, то у "девушек" Маре Микоф внутри - пустота. Тело, которое
скрывалось под искусными, яркими, продуманными покровами, которое манило
и звало, - уже изменилось, оно живет другой жизнью, прячется в иные
одежды. Хотелось бы знать, где и как? Можно открыть альбом репродукций
и ответить на эти вопросы - увидеть фотографию сегодняшней Маре. Ведь
одежда, в которую она нарядила своих "полупустых красавиц",
- это ее собственный гардероб из буйных 60-ых.
Вот и развеялся миф о феминистке. Какая несгибаемая поборница равных
с мужчинами прав, защитница женских свобод может позволить себе такую
ересь - хранить старую одежду. Да и сами вещи восстают против таких
грубых определений - вещи прекрасные, в высшей степени женственные,
артистические и бутафорские, рассчитывающие как на ближний, так и на
дальний бой за мужское внимание. Какая феминистка рискнула бы носить
розовый блестящий плащ или оранжевые чулки?
Но что касается второй части первого утверждения - о том, что Маре мятежница
и экспериментатор - то это чистая правда. Нужно обладать безумной храбростью,
чтобы соединять в своих скульптурных произведениях алюминий и драп старого
пальто, как в работе "Маре", или бронзу, парчу и шелк - как
в двухфигурной композиции "Тристан и Изольда" (1995). Ее прекрасная
королева безупречна, она кажется одновременно надменной и гордой - и
изящной и гибкой. У нее тяжелое платье, удерживающее ее на земле - и
легкие рукава из парчи, готовые поднять ее в небо. Не удивительно, что
эту красавицу полюбил неудачник Тристан - смешное существо с тремя волосинками
вместо бороды, в одежде, завязанной сзади на веревочку.
На выставке Тристан - единственный мужчина. А эстонские критики и искусствоведы
утверждают, что Маре изображает только мужчин. Что ж, следует сделать
вывод - не всегда стоит доверять специалистам. Хотя, про трон - они,
возможно, заметили верно.