Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

16.08.2002
Выставки

Семь старых нарядов из гардероба мятежницы Маре
[Елена Невердовская]

Маре Микоф. "Маре" (1995)Эстонские критики и искусствоведы относительно творчества скульптора Маре Микоф утверждают две вещи. Утверждение первое: Маре Микоф - это бескомпромиссная феминистка и мятежница, нарушающая все каноны жанра. И второе - она правомерно венчает вот уже тридцать лет трон эстонской скульптуры. Одно другому не противоречит, ведь от женщины-скульптора легко ожидать некоторой брутальности, а уж про трон - что ж, иногда и женщину в искусстве могут признать первой.
Тот, кто посетит выставку Маре Микоф, открытую в Выставочном центре Союза художников, в первый же момент будет готов согласится, по крайней мере, с первым утверждением: огромная сделанная из алюминия фигура "Маре" (1995), преграждающая дорогу каждому зрителю, кажется не просто мужеподобной, несгибаемой и жесткой, но даже слегка агрессивной. Однако, буквально в следующий момент внимания привлекают фигуры, выстроившиеся вдоль стен, - пестро одетые барышни с мощными ногами и не слишком выразительными лицами. Интерес вызывает одежда, в которую облачены эти ноги, руки и головы, - при ближайшем рассмотрении становится ясно, что под одеждой - ничего нет. Тончайшие капроновые чулки умопомрачительного оранжевого цвета, вышитая дубленка, короткая куртка из длинного зеленоватого искусственного меха - одежда "Девушки А" и "Девушки Б"; виниловые плащи - розовый, серебряный и с рисунком - на барышнях под названиями "Винил 1", "Винил 2" и т.д. Наряды этих женских фигур, так же как и одежда и аксессуары живых женщин играют одну и ту же роль - привлекают внимание, сулят небывалые прелести и невиданные наслаждения. Но если у реальных барышень под одеждой - реальное, материальное тело, то у "девушек" Маре Микоф внутри - пустота. Тело, которое скрывалось под искусными, яркими, продуманными покровами, которое манило и звало, - уже изменилось, оно живет другой жизнью, прячется в иные одежды. Хотелось бы знать, где и как? Можно открыть альбом репродукций и ответить на эти вопросы - увидеть фотографию сегодняшней Маре. Ведь одежда, в которую она нарядила своих "полупустых красавиц", - это ее собственный гардероб из буйных 60-ых.
Вот и развеялся миф о феминистке. Какая несгибаемая поборница равных с мужчинами прав, защитница женских свобод может позволить себе такую ересь - хранить старую одежду. Да и сами вещи восстают против таких грубых определений - вещи прекрасные, в высшей степени женственные, артистические и бутафорские, рассчитывающие как на ближний, так и на дальний бой за мужское внимание. Какая феминистка рискнула бы носить розовый блестящий плащ или оранжевые чулки?
Но что касается второй части первого утверждения - о том, что Маре мятежница и экспериментатор - то это чистая правда. Нужно обладать безумной храбростью, чтобы соединять в своих скульптурных произведениях алюминий и драп старого пальто, как в работе "Маре", или бронзу, парчу и шелк - как в двухфигурной композиции "Тристан и Изольда" (1995). Ее прекрасная королева безупречна, она кажется одновременно надменной и гордой - и изящной и гибкой. У нее тяжелое платье, удерживающее ее на земле - и легкие рукава из парчи, готовые поднять ее в небо. Не удивительно, что эту красавицу полюбил неудачник Тристан - смешное существо с тремя волосинками вместо бороды, в одежде, завязанной сзади на веревочку.
На выставке Тристан - единственный мужчина. А эстонские критики и искусствоведы утверждают, что Маре изображает только мужчин. Что ж, следует сделать вывод - не всегда стоит доверять специалистам. Хотя, про трон - они, возможно, заметили верно.



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100