Берлин
не сдается… на фоне общепризнанного банкротства города, как федерального
образования и затянувшейся реабилитации Восточных земель, Берлин активно
формирует культурный феномен XXI века, по-мальчишески отбросив навязчивые
провинциальные комплексы и не задумываясь об иерархии культурных ценностей,
доставшейся от состоятельных западных институтов. Аналог подобному
смешению наций и народов можно найти только в заокеанском NY, аналог
состоявшийся и, следовательно, привычный. В немецкой столице все свежее:
и мифы и потребители мифов. Галереи в Берлине возникают с необъяснимой
скоростью и уже не ограничиваются территорией August- и Linie штрассе
в сакральном центре Берлин-Митте, но последовательно заполняют такие
прежде непривлекательные районы как Prenzlauberg, Fridrichschain и
даже Schuneweide. Начинающие галеристы еще не знают что есть что и,
ориентируясь на личную привязанность, выхватывают любые легенды из
локального (или дальнего) пространства, провоцируя наивного и многочисленного
зрителя на собственноручно изготовленное явление. Впрочем, с этого
и начинается расцвет искусства. Ситуация рождает героев и их поклонников
одновременно. Галерейный бум подпитывается энергией пассионариев со
всех концов света, приносящих себя и свои амбиции в жертву расцветающему
мегаполису. Выставки кубинского, канадского, австралийского, русского
искусства сопровождают этот расцвет, и никому не приходит в голову
назвать происходящее случайностью. Феномен можно объяснить только
как феномен. Он абсолютно оригинален и самодостаточен.
Следует отметить, что все "игровые" ситуации, происходящие
в области современного искусства, неизбежно перерастают в серьезные
профессиональные мероприятия, одним из которых является Арт Форум
Берлин (01-05.10.2003). Молодая ярмарка совсем уже не площадка для
проката маргинальных проектов - скорее, стремительно прогрессирующее,
цивилизованное шоу с состоявшимися правилами и ценами.
Цены
здесь еще не американские и не базельские*, но динамика их ежегодного
роста приятно удивляет. Громких имен нет, зато есть предчувствие чуда.
В рамках Форума проходят теоретические конференции, так называемые
"Art Talk"и. "Talk" и всегда актуальные, аналитические,
с разбором "текущего момента". В этот раз приятно удивило
присутствие на них славянских медиумов - Виктора Мизиано (Москва,
Арт Москва, Художественный журнал …) и Марты Кузмы (Киев, Манифеста
5). На фоне озабоченных спичей доктора Кенига, директора Музея Людвига,
Кельн о необходимости привлечения иссякающего потока зрителей в немецкие
музеи, голос Виктора Мизиано звучал стратегически уверенно, кураторам
и участникам конференции предлагались новые перспективы и свежие ходы
в решении проблем современного арта.
По словам куратора Арт Форума, Сабрины Ван дер Лей: "Форум 2003
гораздо успешнее предшествующих мессе. При меньшем количестве участников
(80 галерей из 22 стран мира), качество презентации материала выше
и результаты продаж превзошли все наши ожидания…". Хотя, по мнению
галереи Айдан, единственной из российских галерей, присутствующих
на Форуме с экзотическим
проектом Елены Берг - объектами из искусственных ресниц, ногтей и
волос, "…художественная ситуация в Берлине все еще не сложилась
в профессиональную и пока только имитирует крупные мировые ярмарки".
И мнение это небезосновательно. Открывшаяся в бункере под знаменитым
Александер-плац выставка "Рай" оказалась откровенно дилетантской.
Кураторы "Рая", пригласив в гости 100 (знаковая цифра!)
художников из 15 стран, в том числе русскую прокатную десятку в составе
группы "Синие носы", Кулика, Цапли & Глюкли, Костромы
и т.д., совершенно не позаботились о техническом оснащении проекта
и художники прибыли на площадку со своим "походным" материалом,
ограничив себя тем, что полегче и попроще. В результате получился
не рай, расцветший в аду подземелья, а полноценный школьный "капустник",
со всеми вытекающими отсюда последствиями. Хотя вкусы немецкого middle-класса
не настолько притязательны, чтобы заметить серьезные эстетические
сбои и качественную разницу между заявкой и результатом, поэтому бункер
постоянно наполнен посетителями. Может быть благодаря своей экзотической
репутации.
Пик культурных инициатив в Берлине приходится на октябрь и все более
или менее серьезные события объединены в ежегодный фестиваль "Культурная
осень" (KunstHerbst) (19.09.2003 - 19.10.2003). В рамках этого
фестиваля открылся и проект "Москва-Берлин"-2, представляющий
русско-немецкое искусство периода 1959-2000 г. Одним из кураторов
проекта с российской стороны была Екатерина Деготь, известная нашему
зрителю по скандально-веселому проекту "Нижнее белье советской
эпохи". Выставочный материал "Москвы-Берлина"-2, в
отличие от первого шоу, более визуален и ориентирован скорее на формальные
образы, нежели на хронологически выверенный срез параллельного культурного
феномена начала-середины XX века.
"KunstHerbst", кроме всего прочего - громадный полигон для
проката культурных инициатив, заражающий эстетической горячкой весь
город на целый месяц. Если следовать бесчисленным гидам, флаерам и
приглашениям - к концу октября чувствуешь себя настоящим альпинистом,
покорившим какой-нибудь европейский пик. Берлинцы реактивны и доброжелательны,
поэтому при движении к одной культурной точке ежеминутно рискуешь
быть вовлеченным в тысячи программ и мгновенно рождающихся проектов.
И феномен Берлина только подтверждается этим.