Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

16.10.2003
Актуальное искусство

Октябрьские мифы
[Олег Икона]

Арт Форум Берлин - холл.Берлин не сдается… на фоне общепризнанного банкротства города, как федерального образования и затянувшейся реабилитации Восточных земель, Берлин активно формирует культурный феномен XXI века, по-мальчишески отбросив навязчивые провинциальные комплексы и не задумываясь об иерархии культурных ценностей, доставшейся от состоятельных западных институтов. Аналог подобному смешению наций и народов можно найти только в заокеанском NY, аналог состоявшийся и, следовательно, привычный. В немецкой столице все свежее: и мифы и потребители мифов. Галереи в Берлине возникают с необъяснимой скоростью и уже не ограничиваются территорией August- и Linie штрассе в сакральном центре Берлин-Митте, но последовательно заполняют такие прежде непривлекательные районы как Prenzlauberg, Fridrichschain и даже Schuneweide. Начинающие галеристы еще не знают что есть что и, ориентируясь на личную привязанность, выхватывают любые легенды из локального (или дальнего) пространства, провоцируя наивного и многочисленного зрителя на собственноручно изготовленное явление. Впрочем, с этого и начинается расцвет искусства. Ситуация рождает героев и их поклонников одновременно. Галерейный бум подпитывается энергией пассионариев со всех концов света, приносящих себя и свои амбиции в жертву расцветающему мегаполису. Выставки кубинского, канадского, австралийского, русского искусства сопровождают этот расцвет, и никому не приходит в голову назвать происходящее случайностью. Феномен можно объяснить только как феномен. Он абсолютно оригинален и самодостаточен.
Следует отметить, что все "игровые" ситуации, происходящие в области современного искусства, неизбежно перерастают в серьезные профессиональные мероприятия, одним из которых является Арт Форум Берлин (01-05.10.2003). Молодая ярмарка совсем уже не площадка для проката маргинальных проектов - скорее, стремительно прогрессирующее, цивилизованное шоу с состоявшимися правилами и ценами.
Art Talk на Арт Форум БерлинЦены здесь еще не американские и не базельские*, но динамика их ежегодного роста приятно удивляет. Громких имен нет, зато есть предчувствие чуда. В рамках Форума проходят теоретические конференции, так называемые "Art Talk"и. "Talk" и всегда актуальные, аналитические, с разбором "текущего момента". В этот раз приятно удивило присутствие на них славянских медиумов - Виктора Мизиано (Москва, Арт Москва, Художественный журнал …) и Марты Кузмы (Киев, Манифеста 5). На фоне озабоченных спичей доктора Кенига, директора Музея Людвига, Кельн о необходимости привлечения иссякающего потока зрителей в немецкие музеи, голос Виктора Мизиано звучал стратегически уверенно, кураторам и участникам конференции предлагались новые перспективы и свежие ходы в решении проблем современного арта.
По словам куратора Арт Форума, Сабрины Ван дер Лей: "Форум 2003 гораздо успешнее предшествующих мессе. При меньшем количестве участников (80 галерей из 22 стран мира), качество презентации материала выше и результаты продаж превзошли все наши ожидания…". Хотя, по мнению галереи Айдан, единственной из российских галерей, присутствующих на Форуме с Стенд галереи "Rocket", Лондонэкзотическим проектом Елены Берг - объектами из искусственных ресниц, ногтей и волос, "…художественная ситуация в Берлине все еще не сложилась в профессиональную и пока только имитирует крупные мировые ярмарки".
И мнение это небезосновательно. Открывшаяся в бункере под знаменитым Александер-плац выставка "Рай" оказалась откровенно дилетантской. Кураторы "Рая", пригласив в гости 100 (знаковая цифра!) художников из 15 стран, в том числе русскую прокатную десятку в составе группы "Синие носы", Кулика, Цапли & Глюкли, Костромы и т.д., совершенно не позаботились о техническом оснащении проекта и художники прибыли на площадку со своим "походным" материалом, ограничив себя тем, что полегче и попроще. В результате получился не рай, расцветший в аду подземелья, а полноценный школьный "капустник", со всеми вытекающими отсюда последствиями. Хотя вкусы немецкого middle-класса не настолько притязательны, чтобы заметить серьезные эстетические сбои и качественную разницу между заявкой и результатом, поэтому бункер постоянно наполнен посетителями. Может быть благодаря своей экзотической репутации.
Пик культурных инициатив в Берлине приходится на октябрь и все более или менее серьезные события объединены в ежегодный фестиваль "Культурная осень" (KunstHerbst) (19.09.2003 - 19.10.2003). В рамках этого фестиваля открылся и проект "Москва-Берлин"-2, представляющий русско-немецкое искусство периода 1959-2000 г. Одним из кураторов проекта с российской стороны была Екатерина Деготь, известная нашему зрителю по скандально-веселому проекту "Нижнее белье советской эпохи". Выставочный материал "Москвы-Берлина"-2, в отличие от первого шоу, более визуален и ориентирован скорее на формальные образы, нежели на хронологически выверенный срез параллельного культурного феномена начала-середины XX века.
"KunstHerbst", кроме всего прочего - громадный полигон для проката культурных инициатив, заражающий эстетической горячкой весь город на целый месяц. Если следовать бесчисленным гидам, флаерам и приглашениям - к концу октября чувствуешь себя настоящим альпинистом, покорившим какой-нибудь европейский пик. Берлинцы реактивны и доброжелательны, поэтому при движении к одной культурной точке ежеминутно рискуешь быть вовлеченным в тысячи программ и мгновенно рождающихся проектов. И феномен Берлина только подтверждается этим.



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2024
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100