17.01.2002
Кино и видео
История о том, как овен канонизировал
тельца
[Марта Юнг]
Не прошло и месяца с нашумевших съемок "Русского
ковчега" в Эрмитаже, как Александра Сокурова опять канонизировали.
На этот раз сделала это не пресса, но экспертный совет кинокритиков
из Национальной премии "Золотой овен": в семи из десяти номинаций
победил его фильм "Телец". "Телец" получил как главный
приз, так и призы за режиссуру, за операторскую работу, за работу художника,
за сценарий Юрия Арабова, а также за актерскую работу Марии Кузнецовой
и Леонида Мозгового. Помимо Сокурова жюри отметило фильмы Глеба Панфилова
"Романовы. Венценосная семья", уже выдвигавшийся на премию
в прошлом году в недоведенном, по мнению режиссера, варианте, и "Второстепенных
людей" Киры Муратовой.
Мнения критиков относительно причины такого однозначного решения в пользу
"Тельца" разделились. Одни считают, что жюри "сделало
явную ставку на незрительское кино" и упрекают его членов в высоколобом
интеллектуализме, другие, как, в частности газета "Коммерсант",
считают причиной такого решения нежелание жюри нарываться на скандалы,
подобных тому, который имел место на "Кинотавре" 1999 года.
Тогда Сокуров, руководствующийся принципом "или все или ничего"
отказался от приза за "Молох" из-за "идеологических разногласий"
с Рогожкиным, "Блокпост" которого получил тогда главный приз
- "золотую розу". Самому Сокурову, после вручения премии в
этот раз, ничего не оставалось как констатировать всеобщее недовольство
принятым решением и, одновременно, собственное удовлетворение от него:
"Я понимаю, что многие, наверное, недовольны этим решением, но
так сложилось".