Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

17.01.2003
Новости культуры


Жак Лассаль, путь в театре
[Рита Фреда]

Самое прекрасное в искусстве то, что на каждом
новом этапе чувствуешь себя учеником

Театральное призвание
Жак Лассаль родился в 1936 году в добропорядочной буржуазной католической семье и с самых юных лет он понял, что для его близких театр есть лишь место погибели. Его дед, когда бывал недоволен его поведением, говорил о нем "артист чертов!" И даже иногда сплевывал в печку", чтобы во рту не застряло скверное слово "артист". Дело в том, что для его деда любой, кто связался с театром, подвергался проклятию, причем одновременно и в религиозном и в социальном смысле слова.
Один из первых спектаклей, о котором у Жака сохранились воспоминания, это "Путешествие Перришона" Лабиша сыгранного сельской любительской труппой. Тогда ему было лет семь-восемь. Подростком он увидел в Почетном Дворе Папского Дворца великие спектакли ТНП (Национального Народного Театра) в постановке Жана Вилара: "Дон Жуан" Мольера, "Сида" Корнеля, "Принца Габсбургского" Клейста. Именно в летнюю ночь в Авиньоне у него появилось чувство, что он родился в театре.

Начинающий актер
Очарованный игрой Жерара Филиппа, мечтая о ролях романтических героев, молодой человек уезжает из провинции в Париж. На подготовительных курсах в Высшую Национальную Консерваторию драматического искусства (Высшая школа драматического искусства) он готовит сцену из "Лорензаччо". Но остановив его на половине фразы, известная актриса Комеди Франсез Беатрикс Дюссан расхохоталась. Она стала объяснять ему про то, что существует понятие амплуа, подробно рассказала ему о его фактуре, объяснила ему, что его амплуа - это скорее "толстый Рене", и возможно, при определенных условиях, Скапен или Сганарель. Так начинающий актер получил первый и жестокий урок, из которого узнал, что между тем образом, который он придумал себе сам и тем, как его видят другие, есть большая дистанция.
В 1957 году его приняли в Консерваторию, откуда тогда была прямая дорога Комеди Франсез. Во время учебы, даже, несмотря на то, что ему довелось работать с такими людьми, как его преподаватель Фернан Леду, он испытывал странное болезненное чувство. Традиция, к которой он приобщался, казалась совершенно оторванной от окружающей реальности, от тех творческих поисков, которые его интересовали. В то время Франция переживает алжирскую войну, кинематографисты новой волны смело отстаивают свое право на свободу и другие взаимоотношения с миром, а театральные режиссеры, такие, как Жан Вилар или Робер Планшон защищают идею народного и гражданского театра.

Порвать с театром, чтобы новая встреча с ним принесла больше радости.
Закончив консерваторию в 1961 году, Жак Лассаль посчитал, что выбрал неправильный путь и попытался порвать с театром. Проходя университетский курс, он меняет несколько мест работы, и, наконец, устраивается преподавателем в лицее Витри-сюр-Сен. Покинув Париж, он поселяется именно в этом "красном" предместье. Однажды соседи по лестничной площадке, узнав его в фильме, который показывали по телевизору, попросили его давать по субботам театральный курс для молодёжи из его дома. Он согласился, не догадываясь, что именно эта работа в кружке приведёт его к возвращению театр.
В 1964 году по просьбе Муниципалитета его деятельность продолжается уже в масштабах города. Жак Лассаль задумывает свою мастерскую театрального искусства как школу зрителя. Он называет её Театром-Студией в честь московской школы-студии Мейерхольда и Станиславского. Однако в 1967 году он всё-таки показывает на публике
Спектакль, сделанный со своими учениками. Речь идет о пьесе Мариво "Второй сюрприз любви". С тех пор он начинает ставить и другие пьесы со своими учениками-любителями, к которым планомерно привлекает и профессионалов театра.
Театр-студия, находящаяся на "перекрестке" идеологий Вилара и Брехта, стремится интегрировать театр и городскую реальность и в 1972 году получает статус профессионального театра. В течение последующих десяти лет, создавая собственные драматические произведения ("Двое зимой", "Неопределённое воскресение в жизни Анны"), а также на материале других современных пьес (Креца, Сегера, Винавера), не забывая обращаться к классике ("Локаендьера" Гольдони) Жак Лассаль постепенно становиться неотъемлемой частью французского ландшафта.

От театра институционного к театру независимому.
1 августа 1983 года Жака Лассаля назначают директором Национального Театра г. Страсбурга и Высшей школы драматического искусства, существующей при этом театре. Именно там он начинает относиться к театральному пространству. Он открывает для себя сложную театральную машинерию: колосники, возможности люков, декорационные и костюмерные цеха. Его поражают возможности театральной иллюзии, его, который до сих пор считал, что между правдой жизни и сцены существуют взаимоотношения актуальности. Именно в страсбургский период он ставит, кроме всего прочего, своего знаменитого мольеровского "Тартюфа" с Жераром Депардье в главной роли и Франсуа Перье в роли Оргона. 4 июля 1990 года он становится Административным директором Комеди Франсэз. Именно в этом Доме он почувствовал, что после очень долгого путешествия он вернулся к себе. Там он ставит свою замечательную "Влюбленную служанку" Гольдони и "Дон Жуана" Мольера.
В течение трех лет Жак Лассаль старается открыть миру и истории этот театр, а с 1994 года становиться независимым режиссером, основав Компанию на добрую память, с которой работает во Франции и за границей, на национальных и частных площадках.
С 1994 года и по сей день Жак Лассаль преподает в Высшей национальной Консерватории драматического искусства, где уже преподавал в начале 80-х годов.

Театр примирения.
Его интересуют лишь те произведения, взяться за которые побуждает двойная необходимость: экзистенциальная, т.е. почти биографическая и историческая - он прорывается сквозь драматический материал, который подпитывается его воспоминаниями киномана и который нанизывается, словно сюжет романа. Он часто говорит о театре "родственной странности" и всегда признается в своей любви к актерам. К актерам, которых он любит чествовать и которых зачастую он подвергает опасности, для того чтобы они сумели узнать себя с другой стороны.
Сегодня, как и в начале пути, Жак Лассаль стремится все к той же утопии. Он пытается сделать театр доступным для всех и сказать слова: нужно сделать так, чтобы "высохли слезы" и произошло "примирение с миром".



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100