Ришар
Галльяно родился в Каннах 12 декабря 1950 года. Предки его жили в Италии,
а отец - Лучано Галльяно - и сегодня даёт уроки игры на аккордеоне.
Лучано исколесил всю Францию и Италию, играя в клубах и подыгрывая танцующим
парочкам на народных балах. "У отца потрясающий репертуар! Намного
обширнее моего: от явы до кантри. Плюс джазовые стандарты!" Так
что звуки аккордеона окружали Ришара ещё до появления на свет. Стоит
ли удивляться, что уже в четыре года на коленях у Галльяно-младшего
красовался фамильный инструмент. Созвездие дальнейших встреч определило
его жизненный путь, ставший новой главой в истории аккордеона.
Уже в самом начале своей карьеры Ришар Галльяно получил множество международных
призов. Затем прошёл классические штудии в консерватории города Ниццы
(тромбон, гармония, композиция).
В 14 лет Ришар открыл для себя джаз, благодаря записям великого трубача
Клиффорда Броуна: "Меня поразил его звук, фразировка, драйв. Я
копировал Броуновские интонации". Один из преподавателей - Клод
Ноэль - познакомил его со свингующими аккордеонистами (Арт Ван Дамм
и Эрни Феличе из оркестра Бени Гудмана). "У меня даже была фотография
Дюка Эллингтона с аккордеоном. Я одолжил её одному журналу итак никогда
и не получил обратно".
В 23 года Ришар Галльяно отправляется завоёвывать Париж. Сперва аккомпанирует
Барбаре, Джульетте Греко, Иву Монтану и, конечно, Клоду Нугаро. "В
25 лет я заменил в его оркестре Эдди Луисса. Работа с Нугаро, Беллонци,
Труссарди и Вандером были моей Беркли Скул (Berklee School). В течение
трёх лет я дирижировал оркестром, делал аранжировки и сочинял. Опыт
руководства оркестром, подобным оркестру Нугаро, изменил меня. Я понял
значение мелодии. Теперь, садясь за фортепиано, я представляю, что сочиняю
песню, хотя почти все мои произведения написаны для инструментов".
Благодаря Нугаро, Галльяно попал в джазовое средоточие Парижа: познакомился
с Морисом Вендером, Эдди Луисом, Иваном Жюльеном и Шарлем Беллонзи.
Но своим боевым крещением на сцене джазового клуба "О пети оппортун"
Галльяно обязан бразильским музыкантам - ударнику Жозе Бото и пианисту
Рике Пентоха. Если во Франции аккордеон презрительно назывался "пианино
для бедных", существуя исключительно в гетто фольклора, в Бразилии
он был избавлен от отрицательных коннотаций. На аккордеоне играли самые
популярные бразильские музыканты: Эрмето Паскуаль и идол бразильцев,
отец народной музыки Луис Гонзага (1912-1989). Благодаря бразильским
друзьям, Галльяно записывает свой первый джазовый альбом: "And
The Boto Brasilien Quartet" Чета Бейкера. За ним следуют диски,
записанные с Бирели Лагреном, Роном Картером, Энрико Равой, Мишелем
Порталем, Пьером Мишелотом, Яном Гарбареком, Мишелем Петруччани, Филипом
Кэтрином, Дидье Локвудом, Тутсом Тилемансом, Даниэлем Юмером, Жаном-Франсуа
Дженни-Кларком, Аль Фостером, Анухар Брахимом и.т.д.
"Если я чувствую границы, мне необходимо их разрушить. Я не хочу
замыкаться только на джазе. Мне больше нравится быть просто музыкантом,
чем джазовым музыкантом. Бразильская музыка долгое время была мне намного
ближе, чем вальс мюзетт, который я отвергал. Этот жанр казался старомодным
и пропахшим нафталином". Встреча в 80-е годы с Астором Пьяцоллой,
ставшим его ближайшим другом, многое изменила: "Пьяцолла сказал,
что я играю слишком по-американски. Он советовал вернуться к французским
корням, как сам он вернулся к народному танго и бандонеону, чтобы создать
Танго Нуэво. Я воспринял его слова буквально, и начал искать Нью Мюзетт".
"В начале века - в самых разных уголках мира появляются схожие
жанры: во Франции - мюзетт (ява, вальс, "страдания"...), в
Штатах - блюз, в Аргентине - танго. Все они являются плодами человеческих
и культурных смешений: "Мюзетт" создан, благодаря смешению
французов с итальянцами, танго - итальянцев с аргентинцами, блюз - африканцев
с американцами. Иммигранты, заброшенные судьбой за тридевять земель
от своей страны, яростно и печально изливали тоску по родине... Я называю
свою музыку "новый мюзет": жанр не мог не измениться с 1930
года. На моё творчество повлияли Пьяцолла, Колтрейн, Билл Эванс, Дебюсси".
Одной из других значительных встреч стала работа с Тутсом Тилемансом,
с которым он записал альбом "Лаурита": "В нём две темы:
Лаурита и Жизель. Гармоника звучит как правая рука пианиста, а аккордеон
- как левая. Их тембры великолепно сочетаются. Кроме того, Блюзетт -
облетевшая весь мир тема Тутса, является смесью блюза и мюзетта!"
Сегодня Ришару Галльяно 50 лет. Все детские мечты сбылись. Магическая
формула соединения традиции и новизны заслужила многочисленные международные
призы: присуждаемый Академией джаза приз Джанго Рейнхарда в 1992 году,
золотой Джанго в 1994, первый приз конкурса Топ джаз в Италии и т. д.
Всё чаще он занимается композицией, а каждая яркая встреча расцветает
новым музыкальным альбомом.