В Русский музей привезли выставку Хуана Миро. Для скольких российских
знатоков это имя прозвучит как ласкающее слух "Тимоти Беренс
Ли" - для компьютерщиков? Сосчитать – пальцев, конечно, на руках
не хватит, но и со звездами в небе сравнить не удастся. Не то количество
нулей. Одним словом, непрофессиональному большинству Хуан Миро известен
слабо, и для многих выставка станет настоящим открытием. Русский музей,
возложив на себя одновременно ликбезовские и просветительские функции,
впервые в России демонстрирует произведения великого испанца в таком
объеме.
Миро родился в конце XIX века в Каталонии, особой области Испании,
славящейся свободомыслием, свободолюбием и крайним нежеланием подчиниться
всеиспанской идее. Гордые каталонцы, мнящие себя отдельной нацией,
воспитали в своей среде будущего великого художника. А ведь все могло
сложиться иначе, и вместо гениального творца мир запросто мог бы получить
посредственного аптечного бухгалтера. Счастливо (хотя и не совсем
легко) избегнув подобной участи, Миро вовремя перебрался во Францию
и прибился к парижской богеме. Миро нашел себя в сюрреализме, став,
по выражению Андре Бретона «самым красивым пером на шляпе сюрреализма».
Оторвавшись впоследствии от этой пресловутой шляпы, Миро изобрел собственный
язык, густо замешенный на абстракции, экспрессионизме, щедро приправленный
таинственными символами и образами народного искусства и примитива.
Не стремясь соответствовать, будучи внутренне и творчески свободным,
он сам стал законодателем и образцом для авангардистов-последователей.
Открывшаяся выставка – совместный проект Русского музея и французского
фонда Маэт (St.- Paul de Vence). Дирекция Русского музея, уставшая
отвечать на вопросы типа «почему вдруг именно Русский музей экспонирует
Х. Миро, не имеющего к России ровно никакого отношения» и «как вам
удалось обскакать Эрмитаж», заявляет прямо. После длительной изоляции
советского-российского искусства от мирового художественного контекста
первоочередной задачей является как можно быстрее и эффективнее насытить
визуальный багаж отечественного зрителя. И, как говорится, без разборок,
кому именно это делать. К тому же, на данном этапе первичного накопления
визуального «капитала» работает принцип – «кто первый добежал, того
и тапки».
Надо сказать, что игра свечей стоила. То, что привезли из французского
фонда Маэт в Петербург, составляет значительную часть богатейшей коллекции
произведений художника в фонде. На выставке в корпусе Бенуа можно
увидеть работы последнего периода – 1960-х – начала 1980-х годов.
Эта выставка – яркий концентрат творчества художника. Большую часть
составляет бронзовая скульптура, создание которой целиком захватило
Миро уже в зрелом возрасте. Он создавал свои пластические работы,
экспериментируя, задолго до других соединяя воедино различные материалы
и формы, отливая затем создавшиеся композиции в бронзе. В скульптуре,
как и в представленных на выставке живописных и графических работах
художник одновременно ироничен и по-детски непосредственен. Кроме
того, он не отказывает себе в удовольствии воспользоваться методами
однажды полюбившегося сюрреализма, извлекая на поверхность из собственного
сознательного и подсознательного удивительные образы-символы.
Миро много экспериментировал с различными техниками и материалами.
Один из блестящих результатов – огромных размеров гобелен-ковер –
можно увидеть на экспозиции. Ее, к слову сказать, в Русском музее
«лепил» специально выписанный из Франции директор Фонда Маэт Жан-Луи
Прат. В результате чего зрителям предоставляется возможность ознакомиться
не только с самими художественными объектами, но также и с западной
концепцией построения экспозиции.