Европа,
в очередной раз, открыла Африку. Старый мир вновь заинтересовался
миром антиподов, в надежде отыскать в нем нечто уникальное, нестандартизированное,
то, что в самой глобальной деревне отсутствует. Ожидания эти, разумеется,
стары как сам этот мир, и прогнозируемы, что, впрочем, не отменяет
их значения для европейцев. Европа, как известно, только тогда и ощущает
свою индивидуальность, когда обнаруживает ее в ком-то другом.
Нынешнюю африканскую интервенцию сенсацией назвать, конечно, сложно.
Дело рук не европейца, но - афро-американца Окуи Энвезора, куратора
последней кассельской "Документы", подняло меньше шума,
чем, скажем, китайская волна Венецианского биеннале 1999 года или
русское перестроечное чудо. Именно поэтому после Касселя к Энвезору
была масса претензий, в особенности среди тех, кто имеет дело с современным
африканским искусством. В известном смысле, нынешняя выставка "Afrika
Remix" в Дюссельдорфе, организованная силами кураторов из Лувра,
Центра Помпиду, художественного музея Mori (Токио), галереи Хайвард
(Лондон) и т.д. - это попытка довести до конца то, что было лишь начато
куратором "Документы". Собственно, это не просто выставка.
25
стран африканского континента, полторы сотни произведений фото, видео,
объекты, картины, инсталляции, open эйры, лекции и круглые столы,
африканский базар, фестивали музыки, кино и танца и многое другое
– все это составляющие части гигантского четырехмесячного шоу, стартовавшего
в конце июля в Северном Рейн - Вестфалии. Центральное событие проекта
- выставка современного африканского искусства, открывшаяся в музее
Kunst Palast в Дюссельдорфе.
Международная команда кураторов и 88 художников из северной, центральной
и южной Африки, Африки черной и Африки белой объединены одним желанием
доказать и показать, что Африка - это не только пустыня Сахара, тамтамы
и экзотические маски. Среди участников и классики жанра вроде Дэвида
Голдблатта и Вильяма Кентриджа, или менее известные, но от этого не
менее интересные художники.
Материалы и техники, впрочем, все те же, то есть – западные. Различие
заключается в предпочтениях и способе использования этих материалов.
Африканское искусство создается из отходов жизнедеятельности западной
цивилизации, как то фольгированных крышечек из-под бренди, рома и
виски, из которых ганский художник Эль Анатсуи сплел покрывало площадью
60 кв. метров. Или из картонных коробок, или из пустых бензинных канистр,
или пивных банок, которыми, оказывается, очень хорошо инкрустировать
шкафы, стулья и другую домашнюю утварь. Или из заржавевших автоматов
АК-47, гранат и ракетниц, оставшихся после гражданской войны, из которых
мозамбикский художник Гонсало Мамбудо ваяет мебель.
Колониальное
прошлое и новейшая политика играет в данном случае роль того же мусора.
Французское владычество или английский протекторат, Бен Ладен или
Буш как глина или песок – всего лишь материал для искусства или, в
переводе с африканского, - для мифа. Показателем тому, инсталляция
Джейн Александр (Южная Африка) "Африканское приключение",
помещенная на плакат выставки. Карлики, шакалы, непременные ибисы,
люди с головой павиана, детские игрушечные автомобили, бочки из под
горючего, ящики с динамитом и под всем этим красная почва, на которой
приживается все, что угодно. В том числе и привычная дихотомия между
"якобы" экзотическим континентом и "несомненно"
цивилизованной Европой.
Не
нужно, впрочем, думать: раз так, то о какой современности или индивидуальности
может идти речь? Conditio humana эпохи пост-апартеида, которые изобразил
на своих фотографиях Дэвид Гольдблатт, до сих пор способны поразить
кого угодно, а не только европейцев. Равно как и инсталляция "Салон
викторианского филантропа" самой молодой номинантки Turner prize
Инке Шонибаре (Нигерия), тонким образом пародирующей и европейскую
страсть к экзотике, и африканские представления о европейской цивилизации.
Цивилизации колониальной и, соответственно, априори невероятно роскошной,
т.е., в соответствии с африканским пониманием, представляющей собой
безумный хаотический конгломерат стилей и веяний. Эту "роскошь",
кстати, можно наблюдать не только у Шонибаре, но и в девяноста процентах
других работ. В частности, на фотографиях Самюэля Фоссо, превратившего
самого себя в невероятно комичную "кинозвезду" африканского
пошиба. Роскошь, оборотная сторона экзотики – два мифа, на которых
долгое время выстраивались представления друг о друге двух континентов.
И с которыми, согласно новейшим требованиям, следует распрощаться,
дабы не выглядеть ни дикарями, ни колонизаторами.