В Инженерном корпусе Третьяковской галереи (Москва) 18 сентября в 16.00
состоится открытие первой музейной выставки Евгения Додонова - "тайного
модерниста советского искусства 1960-х - 1970-х годов". Выставка
называется "Превратности", что вполне может расшифровываться
как подсказка, как ключевое слово для понимания творчества подпольного
советского художника - как сказано кураторами, "превратности судьбы
Евгения Додонова заставили его испытывать страх, но они же позволили
художнику выразить себя концентрированно и непосредственно в картинах
и графических листах, в которых бытописание выглядит обобщением, а за
нарочито усложненной метафорой ощутим трагический жизненный опыт".
С другой стороны, "Превратности" - это о вероятности неверного,
превратного толкования того художественного опыта, который имел время
и место в прошлом. Евгений Додонов сознательно не участвовал в выставках,
потребность публично высказаться он реализовывал, работая с учениками.
Среди них - такие известные авторы, как Владимир Брайнин, Максим Кантор,
Ирина Нахова. Они, вероятно, имеют полное право говорить: "Творчество
Додонова оказалась яркой, живой (и невостребованной) реакцией на события
общественной жизни (как, например сталинские лагеря или Фестиваль молодежи
и студентов 1957 года). При этом его язык вобрал опыт русского авангарда
(прежде всего Филонова) и европейского модернизма (Ван-Гог, Пикассо,
сюрреалисты). Метафоры и формулы Додонова уходят своими основаниями
то в события его жизни, то в трансформированные образы известных произведений".
Наследие "тайного модерниста", которого ученики и время стремятся
превратить в явного, составляет 11 картин и несколько сотен произведений
на бумаге. Авторские названия его уцелевших произведений - "В раю"
(1970), "Бал в сумасшедшем доме. Памяти Гойи" (1973), "Под
лагерным солнцем" (1969-1972), "Парящий художник" (1971)
- намекают на месторасположение художника-Додонова, парящего где-то
между "раем" и "лагерем".