Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

17.10.2003
Выставки

Зритель между ремеслом и искусством
[Елена Невердовская]

Touch meСегодня в Музее Анны Ахматовой открывается первая выставка проекта "Ремесло", озабоченного архивированием атмосферы творческих мастерских вот-вот грозящих кануть в бездну. Многочисленные авторы - художники, фотографы и даже архитекторы - покажут "из какого сора" вырастают произведения искусства. Идея принадлежит Юрию Воскресенскому. Поддержали его - Самуэль ле Кер, Владимир Васильченко, Алиса Володина, Ольга Манелис, архитектурная мастерская "Витрувий и сыновья" и др.
"Ремесло" - это подвал, коридоры, подсобные помещения. Запах краски, стружка, кисти и подрамники. Это друзья художника, вечные подруги, неуловимые музы, неугомонные дети. Сор.
Этажом выше - искусство. Современное. Здесь все стерильно, хотя официально разрешено трогать произведения руками. Рядом с каждым творением - призыв "Touch me". "Потрогай!" Это обращение - одновременно и идея и название выставки петербургских и нью-йоркских художников, открывшейся в музее неделю назад. Если посетитель стесняется нарушать незыблемые музейные законы и лапать искусство руками, ему на помощь приходят неизменные смотрительницы. Показывают, где именно надо коснуться, чтобы смысл творения не упустить. Выставленным искусством они, несомненно, очень довольны. Современное искусство в высшей степени коммуникабельно.
"Touch me". Тактильное искусство, теплое, близкое, телесное, земное. По идее. По сути - совершенно холодное, техничное. Практически, ничего рукотворного. Даже Ольга и Александр Флоренские, на что уж русские дизайнеры, и те прибегли к компьютерным играм. Вооружаешься мышкой и щелкаешь по "флоренским" римейкам русских картин. Щелчок - бобыль на гитаре тренькнет, второй - гувернантка каблучками простучит. В соседнем зале в палатке помещен сложный аппарат. Смотришь на экран, где, мерцая всеми цветами, извивается лента Мебиуса. Берешь мышку, наводишь, ставишь точку. Оказывается - это только начало. Выбирая оттенок спирали, ты устраиваешь себе киносеанс. Синий цвет - младенец в люльке, зеленый - то ли водоросли, то ли луговые травы.
Где-то опять без смотрительниц не обойтись - каждый посетитель музея привык ведь быть скромным. Смиренно пройдет мимо черепа на постаменте, без объяснений принимая "поломки" и "мелкие злодейства" отечественной техники. Оказывается, все функционирует - череп излучает идеи синим пламенем, толпа, видимая на экране над бренным останком, мечется из стороны в сторону, беснуется и ликует. На другом экране - зашифрованная поэзия. "Служительница муз", не терпящая суеты, советует всмотреться и внимать высокому искусству. На то и музей - погружать посетителя в до конца непонятное и необъяснимое.
Но среди достижений холодной рациональной техногенной мысли нашлись все же те русские, что не изменили себе - постоянные участники художественных выставок в Музее Анны Ахматовой Елена Губанова и Иван Говорков. Их искусство, действительно, можно понять, только потрогав. Теплые письма (синоним "подогретые", а не "душевные"). Посвященная Магритту игра для взрослых среднего и старшего возраста: сунь руку в ящик - коснешься зайчика, или ежика, или рыбки. Не каждый решится. Но могу успокоить - ничего страшного. Вместо рыбки - стружки, ежик - пушист как кролик, а… Все рассказывать - тайны ремесла выдавать. Это уже этажом пониже сделали другие.



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2024
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100