Сегодня
в Музее Анны Ахматовой открывается первая выставка проекта "Ремесло",
озабоченного архивированием атмосферы творческих мастерских вот-вот
грозящих кануть в бездну. Многочисленные авторы - художники, фотографы
и даже архитекторы - покажут "из какого сора" вырастают
произведения искусства. Идея принадлежит Юрию Воскресенскому. Поддержали
его - Самуэль ле Кер, Владимир Васильченко, Алиса Володина, Ольга
Манелис, архитектурная мастерская "Витрувий и сыновья" и
др.
"Ремесло" - это подвал, коридоры, подсобные помещения. Запах
краски, стружка, кисти и подрамники. Это друзья художника, вечные
подруги, неуловимые музы, неугомонные дети. Сор.
Этажом выше - искусство. Современное. Здесь все стерильно, хотя официально
разрешено трогать произведения руками. Рядом с каждым творением -
призыв "Touch me". "Потрогай!" Это обращение -
одновременно и идея и название выставки петербургских и нью-йоркских
художников, открывшейся в музее неделю назад. Если посетитель стесняется
нарушать незыблемые музейные законы и лапать искусство руками, ему
на помощь приходят неизменные смотрительницы. Показывают, где именно
надо коснуться, чтобы смысл творения не упустить. Выставленным искусством
они, несомненно, очень довольны. Современное искусство в высшей степени
коммуникабельно.
"Touch me". Тактильное искусство, теплое, близкое, телесное,
земное. По идее. По сути - совершенно холодное, техничное. Практически,
ничего рукотворного. Даже Ольга и Александр Флоренские, на что уж
русские дизайнеры, и те прибегли к компьютерным играм. Вооружаешься
мышкой и щелкаешь по "флоренским" римейкам русских картин.
Щелчок - бобыль на гитаре тренькнет, второй - гувернантка каблучками
простучит. В соседнем зале в палатке помещен сложный аппарат. Смотришь
на экран, где, мерцая всеми цветами, извивается лента Мебиуса. Берешь
мышку, наводишь, ставишь точку. Оказывается - это только начало. Выбирая
оттенок спирали, ты устраиваешь себе киносеанс. Синий цвет - младенец
в люльке, зеленый - то ли водоросли, то ли луговые травы.
Где-то опять без смотрительниц не обойтись - каждый посетитель музея
привык ведь быть скромным. Смиренно пройдет мимо черепа на постаменте,
без объяснений принимая "поломки" и "мелкие злодейства"
отечественной техники. Оказывается, все функционирует - череп излучает
идеи синим пламенем, толпа, видимая на экране над бренным останком,
мечется из стороны в сторону, беснуется и ликует. На другом экране
- зашифрованная поэзия. "Служительница муз", не терпящая
суеты, советует всмотреться и внимать высокому искусству. На то и
музей - погружать посетителя в до конца непонятное и необъяснимое.
Но среди достижений холодной рациональной техногенной мысли нашлись
все же те русские, что не изменили себе - постоянные участники художественных
выставок в Музее Анны Ахматовой Елена Губанова и Иван Говорков. Их
искусство, действительно, можно понять, только потрогав. Теплые письма
(синоним "подогретые", а не "душевные"). Посвященная
Магритту игра для взрослых среднего и старшего возраста: сунь руку
в ящик - коснешься зайчика, или ежика, или рыбки. Не каждый решится.
Но могу успокоить - ничего страшного. Вместо рыбки - стружки, ежик
- пушист как кролик, а… Все рассказывать - тайны ремесла выдавать.
Это уже этажом пониже сделали другие.