17.12.2001
          Актуальное искусство
        "Контерпорери арт как национальная 
          мастурбация"
          Елена Невердовская
        
          Казахстанский художник Канат Ибрагимов, благодаря которому казахов, 
          по крайней мере, в России, стали воспринимать как подлинных чингизидов, 
          не знающих страха смерти, цены жизни и не боящихся вида, запаха и вкуса 
          крови, попал на рукодельный фестиваль "Hand made" только благодаря 
          дружеским связям. Если бы не это замечание про дружбу, то вообще была 
          бы неясна природа связи художника с рукодельным искусством, бытовым 
          ремеслом, в равной мере как мужским, так и женским. В своем перформансе 
          "Контерпорери арт как национальная мастурбация" Ибрагимов, 
          не только не преминул подчеркнуть свою полную непричастность к "Hand 
          made", но и ко всему современному искусству, призвав всех отправляться 
          за новыми истинами восточнее востока: "на самом быстром экспрессе 
          Tokyo-Nagoya, я Go to East!".
          Зрители, лишенные как чувства юмора, так и чувства прекрасного, по простоте 
          душевной ждали буквального действия: Канат Ибрагимов не оправдал надежд 
          на скандальное зрелище, а удивил всех нательным количеством трусов и 
          плавок, которое можно сравнить только с количеством платьев в традиционном 
          японском костюме. (Не здесь ли искать новые сверхвосточные истины?) 
          "Зря россияне ждут каких-то особых откровений и "свежих и 
          идей" от Центральной Азии. Восток стал восточнее (или южнее) нашей 
          Азии после одиннадцатого сентября. На самом деле Азия вовсе не деспотична 
          - она продажна и проституирована более, чем просвещенная Европа".
          Все ясно, "генетический кочевник" сказал: "Отвали, гребанная 
          Азия". И это было бы действительно так, если бы не его акция, состоявшаяся 
          на следующий день фестиваля на Пушкинской-10. Мастер-класс, который 
          показал Канат Ибрагимов на третьем этаже музейного флигеля, не только 
          превратил перформанс первого дня в стратегическое высказывание художника, 
          но и четко распределил все роли, а именно кто у кого должен учиться. 
          Художник, умело орудующий не только ножом, но и скалкой, приготовил 
          бешбармак - настоящую еду на электроплитке в лаборатории экспериментального 
          звука, а не продукт бытового ритуала и не элемент эстетически и социально 
          значимого пласта культуры. Тем самым опровергнув собственное высказывание 
          о непричастности к "Hand made"-искусству.