17.12.2001
Актуальное искусство
"Контерпорери арт как национальная
мастурбация"
Елена Невердовская
Казахстанский художник Канат Ибрагимов, благодаря которому казахов,
по крайней мере, в России, стали воспринимать как подлинных чингизидов,
не знающих страха смерти, цены жизни и не боящихся вида, запаха и вкуса
крови, попал на рукодельный фестиваль "Hand made" только благодаря
дружеским связям. Если бы не это замечание про дружбу, то вообще была
бы неясна природа связи художника с рукодельным искусством, бытовым
ремеслом, в равной мере как мужским, так и женским. В своем перформансе
"Контерпорери арт как национальная мастурбация" Ибрагимов,
не только не преминул подчеркнуть свою полную непричастность к "Hand
made", но и ко всему современному искусству, призвав всех отправляться
за новыми истинами восточнее востока: "на самом быстром экспрессе
Tokyo-Nagoya, я Go to East!".
Зрители, лишенные как чувства юмора, так и чувства прекрасного, по простоте
душевной ждали буквального действия: Канат Ибрагимов не оправдал надежд
на скандальное зрелище, а удивил всех нательным количеством трусов и
плавок, которое можно сравнить только с количеством платьев в традиционном
японском костюме. (Не здесь ли искать новые сверхвосточные истины?)
"Зря россияне ждут каких-то особых откровений и "свежих и
идей" от Центральной Азии. Восток стал восточнее (или южнее) нашей
Азии после одиннадцатого сентября. На самом деле Азия вовсе не деспотична
- она продажна и проституирована более, чем просвещенная Европа".
Все ясно, "генетический кочевник" сказал: "Отвали, гребанная
Азия". И это было бы действительно так, если бы не его акция, состоявшаяся
на следующий день фестиваля на Пушкинской-10. Мастер-класс, который
показал Канат Ибрагимов на третьем этаже музейного флигеля, не только
превратил перформанс первого дня в стратегическое высказывание художника,
но и четко распределил все роли, а именно кто у кого должен учиться.
Художник, умело орудующий не только ножом, но и скалкой, приготовил
бешбармак - настоящую еду на электроплитке в лаборатории экспериментального
звука, а не продукт бытового ритуала и не элемент эстетически и социально
значимого пласта культуры. Тем самым опровергнув собственное высказывание
о непричастности к "Hand made"-искусству.