В
этом году традиционные мероприятия Генерального консульства Нидерландов
в Санкт-Петербурге, приуроченные к Национальному Празднику Нидерландов
- Дню Рождения Королевы, как и большинство мероприятий, проводимых в
нашем городе, приобретают особый смысл, так как связаны с предстоящим
празднованием 300-летия Петербурга. В рамках этих мероприятий Институт
ПРО АРТЕ совместно с Нидерландским консульством представит Голландский
сезон в Петербурге, включающий четыре концерта новейшей и старинной
музыки и два мастер-класса нидерландских композиторов Мишеля Ван дер
Аа и Элмера Шенберга. Главное событие фестиваля - участие в нем знаменитого
нидерландского коллектива "Schoenberg Ensemble" (Амстердам)
и не менее известной певицы из Канады Барбары Ханиган.
Голландский сезон еще раз продемонстрирует цель всех музыкальных проектов
института ПРО АРТЕ - приобщить петербургскую аудиторию к новейшей музыке,
все еще редкой на нашей музыкальной афише, а также "навести мосты"
между ранней музыкой (early music) и современной (contemporary music).
Первый мост будет перекинут 19 апреля в институте ПРО АРТЕ на концерте
анонимной музыки IV и XXI веков "Турне вокруг Турнейской мессы".
Следуя своему названию, известная фламандская "Messe de Turnai"
совершит настоящий круг во времени - от своего первоначального варианта
(в исполнении ансамбля ранней музыки "Laterna Magiсa") до
ультрасовременного, который представит молодой коллектив Института ПРО
АРТЕ "eNsemble".
22 апреля арена фестиваля переместится в Эрмитажный театр, где "Schoenberg
Ensemble" исполнит классику послевоенной музыки: "Мелодии"
Дьёрдя Лигети (Германия), Камерную симфонию Джона Адамса (США), "Бухару"
Клода Вивье (Канада), "Серебро" Луи Андриссена (Голландия)
и пьесу Мишеля ван дер Аа "Here [in circles]". Название этого
концерта - "Лидеры", вероятно, относится как к музыке - все
эти произведения, исполняющиеся в России впервые, исключительно эффектны
и везде в мире принимаются на "ура", так и к исполнителям:
Schoenberg Ensemble входит в пятерку ведущих европейских коллективов,
исполняющих современную камерную музыку.
23 апреля на сцене Малого зала маститый Schoenberg Ensemble будет давать
"Мастер класс" молодому "eNsemble" Института ПРО
АРТЕ. Хотя, этот концерт станет скорее дружеским рукопожатием коллективов:
голландцы будут играть русскую музыку (Скрябин в переложении Фараджа
Караева и Клааса де Фриса, Николай Обухов), а русские - голландскую
(Питер Адрианс и Мишель ван дер Аа).
Самое экстремальное событие фестиваля отнесено на его конец: 26 апреля
на малой сцене театра-фестиваля "Балтийский дом" петербуржцы
впервые увидят настоящую мультимедиа-оперу, в которой задействованы
новейшие технологии, - монооперу Мишеля ван дер Аа "One" для
сопрано, видео и cаундтрека. Ее мировая премьера в декабре 2002 года
произвела фурор на Holland Music Days, после чего спектакль был приглашен
в мировое турне. Коль скоро слова "первое", "впервые"
стали своего рода эмблемой ПРО АРТЕ, не как сюрприз, а скорее как необходимый
статус расценивается участие в спектакле знаменитой канадской певицы
Барбары Ханиган, впервые выступающей не только в Петербурге, но и вообще
в России. Несмотря на свою молодость, обладательница роскошного голоса
и огромного актерского дарования признана одной из лучших в мире сопрано
в области contemporary music. Ее первое выступление в Голландском сезоне
пройдет 22 апреля на концерте "Лидеры" - она будет солировать
в пьесе Клода Вивье "Бухара".
Голландский сезон в Петербурге продолжает линию мини-фестивалей новой
музыки европейских стран, открытую ПРО АРТЕ в ноябре - декабре 2002
года Немецким сезоном (совместно с Гёте-Институтом).
Ссылки по теме:
Новая немецкая музыка [Надежда Штиль]