Фотографа
Анри Картье-Брессона, который умер месяц назад во Франции на 96-ом
году жизни, принято сводить к его фотографиям, менее того - к "решающему
моменту" фиксации им некого события. О личности его известно
не так много. И это "не так много" лично Брессон никогда
особенно не афишировал. Поэтому данный некролог, посвященный фотографу-личности,
видимо, превратится в некролог-описание того, как у фотоизображений
Брессона (тех, которые принято считать классическими в его творчестве)
с момента их возникновения на фотобумаге не было автора. Хотя писать
некрологи фотографиям - занятие бессмысленное. Они по своей природе
некрологичны. По крайней мере, те из них, которые являются зрителю
черно-белыми.
Автор-Брессон говорил, что не хочет что-либо доказывать своими фотоснимками,
предлагая им высказываться самим. И они своим безупречным построением
прекрасно все рассказывали. Без слов, объяснений - всей этой человеческой
шелухи фотография Брессона лишена. Одно из высказываний "ушедшего"
автора и умершего фотографа хочется привести в качестве демонстрации
его отношения к своей работе:
"Фотография сама по себе меня не интересует. Я просто хочу захватить
кусочек реальности. Я не хочу ничего доказывать, ничего подчеркивать.
Вещи и люди говорят сами за себя. Я не занимаюсь "кухней".
Работа в лаборатории или в студии у меня вызывает тошноту. Ненавижу
манипулировать - ни во время съемки, ни после, в темной комнате. Хороший
глаз всегда заметит такие манипуляции... Единственный момент творчества
- это одна двадцать пятая доля секунды, когда щелкает затвор, в камере
мелькает свет и движение останавливается".
Большого
труда стоит не начать анализировать слова "тошнота", "манипулировать"
и не скатиться к сомнительными кивкам в сторону французских философско-эстетических
революций начала и середины XX века, рядом с которыми Брессон, как
бы это правильней сказать, жил. И не будем скатываться. Просто скажем,
что выискивать в творчестве "одного из основателей современной
фотографии" бинарные оппозиции типа добро - зло, свет - тьма
- еще более бессмысленно, чем тестировать его фотографию на некрологичность.
Вокзал Saint-Lazare в Париже, пикник на берегу реки, велосипедист,
проносящийся мимо лестничных металлических поручней, даже знаменитый
"гарсон" с двумя бутылками и нереальным выражением на лице
- не добрые и не злые изображения. Они - просто изображения. Память
об озарении, но никак не документы, подтверждающие данное событие.
Строго говоря, это и не событие, для подтверждения действительности
события одной фотографии мало, нужен хотя бы еще один свидетель того,
что оно произошло. А кто может похвастаться тем, что вместе с Брессоном
видел тот поворот головы "гарсона с бутылками", который
узрел фотограф? Это было переживание, мгновенное проживание лично
Брессона (без уточнения какой именно частью его мозга) катарсиса.
Возникшее и тут же закончившееся "бытие-для-Брессона".
"Фотография для меня - это моментальное распознавание, в долю
секунды, значимости происходящего и одновременно точной организации
форм, что придают этому событию соответствующую ему экспрессию",
- еще одна цитата из немногословного, к счастью, фотографа.
Тело его похоронено на частном кладбище небольшого городка Иль сюр
ла Сорг на юге Франции, а наследством усопшего могут пользоваться
все зрячие, точнее видящие. Брессон вольно или невольно оставил нам
на память о себе многочисленные фотографии, а месте с ними акты наслаждения,
акты созерцательной тишины и мгновенного пробуждения.