В
Мраморном дворце проходит выставка Вадима Овчинникова (1951 - 1996),
ленинградского и петербургского художника, поэта и писателя, "последнего
героя", как сказала о нем петербургский художественный критик Екатерина
Андреева. Он родился в казахстанском степном городе Павлодаре, в начале
70-х после армейской службы приехал в Ленинград, где стал работать сторожем
и изучать живопись. Одним из его учителей был Соломон Россин. Время
перемен, наставшее в середине 80-х, позволило художнику совершать не
только мысленные географические путешествия, но и реальные - он пересек
Соединенные Штаты, начав свое путешествие в Калифорнии, а закончив -
в Нью-Йорке. Виды американских городов и ландшафтов - Нью-Йорк, Чикаго,
калифорнийская пустыня, - представленные в залах музея ничуть не напоминают
реальные пейзажи, скорее - это яркие видения, столь же фантастичные,
как "Весна на Чукотке" или "Жизнь растений".
Помимо живописи в экспозиции можно увидеть произведения мэйл-арта -
несколько десятков писем от неведомого адресата "Коллегия ДП",
адресованные таким известным персонажам, как Тимур Новиков, Борис Кошелохов,
Андрей Хлобыстин, Михаил Трофименков. Содержание этих посланий - самое
разнообразное: от одной строчки "Стать в строй!" или утверждения
"Создание Вселенной завершено" за подписью Ст. Бухгалтера,
до фрагментов "шедевров" официальной советской литературы
и журналистики. Среди особенно запомнившихся "перлов" - вырезанное
из газеты стихотворение жителя Талды-курганской области, этакое горячее
объяснение в любви к партии - "партия - шартарапка таралтан нур…"
Или "прозаический" отрывок, напоминающий учебник русского
языка для начальных классов, но судя по размеру шрифта - полноценное
литературное творение: "На вокзале много народу. Это поезд дальнего
следования. Комсомольцы едут в Сибирь на великую стройку. Поезд стучит
колесами. Горячий ветер колышит и надувает занавески. Бегут провода.
Мелькают поля, леса, реки. Кирилл лежит на верхней полке, смотрит в
окно. Внизу сидит Андрей и читает журнал. А Слава уже познакомился со
всеми в вагоне и бросается от одного окна к другому…"
Своим действием выбора и заключения в рамку (помещения в конверт) Овчинников
сводил на нет тупость, бездарность и равнодушие реальности, превращая
его в артефакт, в абсурдное независимое произведение.