Григорий
Цыпин, автор декораций к двум последним операм "Кольца нибелунгов",
возможно, бывал в мастерской Пера Хегсборда в Копенгагене, а если
и не был, то этот ремесленный цех могучих стекольщиков, повелителей
огня ему приснился. Гигантские прозрачные великаны питерского сценографа,
ледяными истуканами застывшие на сцене Мариинки, слишком уж напоминают
творения скандинавских художников, родившихся в печи датского ремесленника.
Кто может сравнить? Хотя бы и вы сами, тем более, что в Копенгаген
ехать совсем необязательно. Совет министров Северных стран в качестве
подарка к 300-летию преподнес Петербургу выставку "Отражения
- в новом северном свете", открытие которой состоялось сегодня
в залах Музея прикладного искусства в бывшем училище барона Штиглица.
Произведения из стекла - не вазы, стаканы и кубки. Все гораздо грубее,
массивнее - стены и скульптурные композиции, христианские алтари и
варварские капища, мифические герои, лошади и космические конструкции.
Все произведения изготовлены в одной мастерской - стекольщика Пера
Хебсгорда в Копенгагене. Художников - 16, мастер - один.
Обычно роль мастера незаметна, никто не приглашает его на поклон,
зритель не провожает овациями, критик не вспоминает добрым словом.
Обычно он в тени, позади всех. Первое слово - всегда за художником.
На этот раз все наоборот. Ремесленник, алхимик стекла выступает первым.
В мастерскую Пера Хегсборда приходят художники, они рассказывают о
своих идеях, иногда даже не веря в реальность воплощения. Пер говорит
им: это получится, должно получиться. И действительно, все получается:
блоки стекла образуют нужный рисунок, витраж светится, космический
дом наполняется стеклянными фигурами людей. В мастерскую приходят
заказчики, они тоже рассказывают о своих идеях, видениях, амбициях.
Пер представляет, как может выглядеть желанная конная статуя из стекла,
какой может быть стеклянная церковь, каким - указатель посредине улицы.
Он приглашает знакомого художника, и они вместе преобразуют чужую
мечту в материальный объект. В результате в местечке Тэбю под Стокгольмом
появляется знаменитая на всю Европу стеклянная церковь, все четыре
фасада которой сделаны из специального отражающего стекла, круглый
год поддерживающего оптимальную температуру в здании. Домский собор
в Рибе вместо витражей, созданных в традиционной французской мастерской,
получает шрифтовые мозаики и фреску на потолке. А копенгагенский аэропорт
Каструп украшает всадник из стекла, сначала окрашенного художником,
а потом прожженного в специальных керамических формах, создающих фигуру
лошади.
С Пером Хебсгордом работает ироничный житель Лунда, рационалист и
поклонник Баухауса Карл Магнус - их совместные работы украшают концерн
"Вольво" в Гетеборге, университет и ратушу в Лунде. С Пером
работает и полная противоположность урбанистичному Магнусу - путешественник-исследователь
с Фарерских островов Трондур Патурссон. Его огромный пурпурный кит
из стекла украшает центр отдыха в Северной Ютландии, а космическая
комната стала частью сурового островного пейзажа. Модели этих работ
Патурссона представлены в залах музея. Вместе с Пером создает витражи
и картины на стекле датчанин Пер Киркебю - "северный художник
северного света", как прозвали несостоявшегося геолога искусствоведы
и критики.
Список авторов, работавших в копенгагенской мастерской, - не похожих
друг на друга ни стилем, ни содержанием, ни темпераментом - можно
продолжать до бесконечности. Но в этом списке есть все же то, что
объединяет совершенно различных художников: они все остаются уникальными,
характерными, узнаваемыми. Не случайно в книге отзывов одной из первых
появилась весьма экспрессивная запись мухинских пятикурсников: "Хотим
к вам!"
Справка:
Музей прикладного искусства Государственной художественно-промышленной
академии
До 11 октября
Соляной пер., 13, с 11.00 до 17.00, кроме воскресенья и понедельника