Rambler's Top100
   

18.10.2001
Актуальное искусство

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

 

В петербургское представительство газеты "Известия"
Юлии Кантор
Копия:
Главному редактору газеты "Известия"
М.Кожокину
Копия:
редактору петербургских страниц газеты "Известия"
С.Балуеву
Во все заинтересованные средства массовой информации

 

Уважаемая Юлия!

Чрезвычайно признателен Вам за то, что в пятницу 12 октября 2001 года в №189 (26027) газеты "Известия" Вы посвятили свою статью "Криминальная топография" выставке Дмитрия Шубина "Смерть как фотография. Петербургский проект". Выставка эта, в подготовке которой я принимал непосредственное участие, кажется мне действительно интересной, актуальной и достойной внимания такого ведущего российского издания как "Известия". Однако хочу обратить Ваше внимание на то, что в этой статье Вы исказили ряд фактов, которые являются принципиальными и для меня, и для автора этой выставки Дмитрия Шубина.
Во-первых, выставка эта была открыта не "вчера", как Вы пишете, т.е. 11 октября, а в субботу - 6 октября. Думаю, если Вы возьмете на себя труд порыться в старых факсах, приходящих в редакцию "Известий", Вы обязательно отыщете приглашение на вернисаж 6 октября в 17:30.
Далее, как следует из Вашего текста, идея этой выставки принадлежит "знаменитой галеристке Екатерине Деготь, а непосредственным исполнителем "заказа" - фотографического, разумеется, - стал петербургский фотограф Дмитрий Шубин". К сожалению, это тоже не соответствует действительности.
Екатерина Деготь - никогда не была "знаменитой галеристкой" по той простой причине, что у нее нет и не было своей галереи. Она известна в России и во всем мире как один из ведущих российских художественных критиков, автор ряда книг по современному искусству и, в последние годы, - кураторов. Если для Вас это не столь очевидно, скажу только, что Е. Деготь была куратором российского павильона на Венецианском биеннале 2001 года, крупнейшей мировой выставке современного искусства. А Дмитрий Шубин не просто петербургский фотограф, и "исполнитель заказа", но художник, который представлял Россию на одной из крупнейших мировых арт-месс - Йоханесбургском биеннале "Africus" 1996 года (это было, кстати, указано в пресс-релизе, который мы рассылали), где он выставлялся в одном зале с Кристианом Болтански, может быть Вам о чем-то говорит это имя.
Пишу здесь о том кто такой Шубин потому, что в Вашей фразе, процитированной мной, есть еще одна, мягко говоря, неточность, самая, пожалуй, принципиальная. Идея этой выставки принадлежит не Екатерине Деготь, но Дмитрию Шубину, который начал делать эти фотографии год назад - в октябре 2000 года. Тому есть живые свидетели. А Екатерина Деготь подала идею издания набора открыток (который Вы, очевидно, видели), за что и я, и Дмитрий Шубин ей весьма благодарны. Не знаю, откуда у Вас эта информация, однако если бы Вы захотели уточнить ее, можно было обратиться напрямую к Дмитрию Шубину или ко мне, и мы с удовольствием Вам бы в этом помогли. Координаты Шубина или мои можно было узнать у Анны Матвеевой, сотрудника музея, с которой, как следует из статьи, Вы беседовали. Хотя на Вашем месте было бы более логично побеседовать с Андреем Клюкановым, куратором галереи "Navicula Artis", поскольку Музей Нонконформистского искусства, название которого Вы по какой-то причине не приводите, и Анна Матвеева, его сотрудник, никакого отношения к проекту Шубина не имеют. Выставка же открылась и до сих пор еще проходит в галерее "Navicula Artis", о чем Вы тоже, скажем так, умалчиваете.
Из всего вышесказанного складывается впечатление, что на самой выставке Вы не были, а статью написали по непроверенным слухам и, используя набор открыток, ведь именно в нем указано, что Екатерина Деготь является автором идеи данного издания. На эту же мысль наводит и тот факт, что даже название выставки Вы даете неверное - "Избранные места" (набор открыток, действительно, называется "Петербург: избранные места"), тогда как сама выставка называлась "Смерть как фотография. Петербургский проект": название было изменено за день до открытия. Узнать об этом было нельзя не из пресс-релиза, который был разослан в середине недели, не из набора открыток, который был напечатан раньше, но - только посетив выставку, чего Вы, как мне кажется, не сделали. Очень бы хотелось думать, что я ошибаюсь, но факты, к сожалению, указывают на обратное.
Я ни в коей мере не берусь оспаривать Ваше право не ходить на выставки, о которых Вы пишете. Возможно, у Вас просто не было времени или желания, или были какие-то другие, не зависящие от Вас, обстоятельства, которые не позволили Вам это сделать. В таком случае, как мне кажется, у Вас было два пути: либо вообще не писать, либо (в случае если Вы считаете, что достигли уже такого высокого профессионального уровня, что Вам не нужно ходить на выставку, для того чтобы написать о ней) проконсультироваться с теми, кто имеет непосредственное отношение к проекту, а не доверяться случайным источникам информации. Именно так, кстати, поступили практически все остальные журналисты (за исключением Вас и Сергея Полотовского из петербургского отделения "Коммерсанта"): всего на сегодняшний день вышло три телевизионных блока, опубликовано как минимум 12 статей и анонсов в газетах и электронных СМИ, и еще, по меньшей мере, 3 статьи, посвященных проекту Шубина, готовятся.
Кроме того, в Вашем тексте есть другие неточности, например, - подпись под иллюстрацией, в которой говорится, что на ней - Моховая улица, где был убит известный режиссер М.Богин, тогда как только слепой или совершенно не знающий Петербурга человек не узнает на фотографии Каменноостровский проспект и один из самых дорогих ресторанов в городе "Фудзияма", возле которого было совершено одно из самых громких заказных убийств 2001 года - известного бизнесмена Виктора Насенко. Допускаю, что, возможно, это вина не Ваша, а верстальщика или редактора. Более того, немного представляя технологический процесс производства газеты (в 1999 году я неоднократно писал для "Недели" - приложения к "Известиям"), я склонен считать это механической ошибкой, произошедшей не столько по небрежности, сколько в результате тех форсмажорных обстоятельств, которые сопровождают производство любого периодического издания. Это, однако, не делает эту ошибку менее досадной для автора проекта и, как мне кажется, не служит чести одной из ведущих российских газет.
Хочу попросить Вас впредь быть более внимательной к тому, о чем Вы пишете, и, может быть, постараться расширить свой кругозор, ведь Ваше неведение относительно того, например, факта, кто такая Екатерина Деготь, говорит о Вашей полной некомпетентности в области современного искусства. Либо писать на более нейтральные темы, например, астрологические прогнозы, в которых Ваша неточность не будет столь вопиющей и столь обидной для тех, кто посвятил созданию этой выставки какую-то часть своей жизни.

С уважением,
координатор проекта Максим Райскин
18 октября 2001 года




ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

Rambler's Top100