Когда-то
"елка пахла мандаринами", игрушки были из ваты и картона,
рядом с пятиконечной звездой могла висеть вифлеемская, на бумажных флажках
красовались не румяные Деды Морозы, а танки, самолеты, горны и барабаны,
- эта советская эпоха, со своим укладом и праздниками, канула в прошлое.
На заре Советской власти противостояние двух "главных" зимних
праздников - Рождества и Нового года - было проблемой политической.
Традиция отмечать Новый год с елкой и подарками зародилась не спонтанно:
раз народ без елки жить не мог - в 1935 году вышел Указ партии и правительства,
рекомендующий Новый год обязательно праздновать.
В настоящее время между двумя зимними праздниками также ведется холодная
война за сферы влияния. Только линия фронта проходит не на религиозной
или идеологической территории, но в "светской" области. Рождество
превратилось в государственный праздник, являющийся законодателем моды
на цвет елочных шаров, величину елки и количество мишуры. Новый год,
сдавая одну позицию за другой, отступает в область сугубо частной жизни,
в которой можно позволить себе вольность - быть старомодным.
В качестве подтверждения - пример из художественной жизни Петербурга
конца декабря: рождественские выставки - от фантазий до мистерий - проходят
как минимум на десяти выставочных площадках, посвященные Новому году
- только на трех. Причем две из них - мемориальные, то есть "как
бы" посмертные: "Когда елка пахла мандаринами" (новогодняя
елка 50-х годов, Музей игрушек) и "Новогодний привет из прошлого"
(выставка советских открыток, Петербургский архив на Пушкинской-10).
50-е,
сталинские годы - почти так же далеки, как и 19 век. В 50-е годы украшением
елки еще могли служить дореволюционные игрушки - ангелы и птицы, собачки
в костюмах Пьеро и изящные домики. Однако советская промышленность не
видела смысла в таких утонченных буржуйских штучках, и игрушки стали
проще, живее и долговечнее.
Последнее можно понимать буквально: елку заселили толпы человечков -
конькобежцев и казачков, снегурочек и попросту внучек в цветастых платках
и юбочках. Вся эта живность делалась из ваты, которая наматывалась на
проволочный каркас, ей придавали нужную форму и проклеивали. Только
головы у этих куколок были не ватные, а из папье-маше. Папье-маше оказалось,
чуть ли, не самым востребованным материалом для новогоднего убранства.
Из него делались пыльные Деды Морозы, непременные карнавальные маски,
бесконечные мишки, хитрые лисы и беспечные зайцы.
Картонный праздник, который гарантировало всем и каждому советское правительство,
закончился уже в шестидесятых. Пошла мода на стеклянные "ленинградские"
шары, а затем и на импорт из дружественных соцстран вроде ГДР. Елка
утратила свою синкретичность и перестала символизировать "связь
эпох". Теперь, чтобы ее нарядить, нужно обладать не памятью, но
вкусом. Или его отсутствием.
На выставке, которая откроется завтра в 18:00 в Музее игрушек (наб.
реки Карповки, д.32), представлены новогодние игрушки из коллекции петербургского
адвоката Варзар, дочь которого Нина Варзар вышла замуж за Дмитрия Шостаковича.
Собрание было передано музею несколько лет назад и положило начало музейной
коллекции новогодних игрушек. На открытии организаторы выставки обещают
запустить игрушечную железную дорогу 50-х годов и показать работу диаскопа.