Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

18.12.2002
Выставки


Конец картонной эпохи
[Максим Райскин]

Елочные украшения пятидесятых годов - флажки "Дружба народов"Когда-то "елка пахла мандаринами", игрушки были из ваты и картона, рядом с пятиконечной звездой могла висеть вифлеемская, на бумажных флажках красовались не румяные Деды Морозы, а танки, самолеты, горны и барабаны, - эта советская эпоха, со своим укладом и праздниками, канула в прошлое. На заре Советской власти противостояние двух "главных" зимних праздников - Рождества и Нового года - было проблемой политической. Традиция отмечать Новый год с елкой и подарками зародилась не спонтанно: раз народ без елки жить не мог - в 1935 году вышел Указ партии и правительства, рекомендующий Новый год обязательно праздновать.
В настоящее время между двумя зимними праздниками также ведется холодная война за сферы влияния. Только линия фронта проходит не на религиозной или идеологической территории, но в "светской" области. Рождество превратилось в государственный праздник, являющийся законодателем моды на цвет елочных шаров, величину елки и количество мишуры. Новый год, сдавая одну позицию за другой, отступает в область сугубо частной жизни, в которой можно позволить себе вольность - быть старомодным.
В качестве подтверждения - пример из художественной жизни Петербурга конца декабря: рождественские выставки - от фантазий до мистерий - проходят как минимум на десяти выставочных площадках, посвященные Новому году - только на трех. Причем две из них - мемориальные, то есть "как бы" посмертные: "Когда елка пахла мандаринами" (новогодняя елка 50-х годов, Музей игрушек) и "Новогодний привет из прошлого" (выставка советских открыток, Петербургский архив на Пушкинской-10).
Елочные украшения пятидесятых годов - флажки "Дружба народов"50-е, сталинские годы - почти так же далеки, как и 19 век. В 50-е годы украшением елки еще могли служить дореволюционные игрушки - ангелы и птицы, собачки в костюмах Пьеро и изящные домики. Однако советская промышленность не видела смысла в таких утонченных буржуйских штучках, и игрушки стали проще, живее и долговечнее.
Последнее можно понимать буквально: елку заселили толпы человечков - конькобежцев и казачков, снегурочек и попросту внучек в цветастых платках и юбочках. Вся эта живность делалась из ваты, которая наматывалась на проволочный каркас, ей придавали нужную форму и проклеивали. Только головы у этих куколок были не ватные, а из папье-маше. Папье-маше оказалось, чуть ли, не самым востребованным материалом для новогоднего убранства. Из него делались пыльные Деды Морозы, непременные карнавальные маски, бесконечные мишки, хитрые лисы и беспечные зайцы.
Картонный праздник, который гарантировало всем и каждому советское правительство, закончился уже в шестидесятых. Пошла мода на стеклянные "ленинградские" шары, а затем и на импорт из дружественных соцстран вроде ГДР. Елка утратила свою синкретичность и перестала символизировать "связь эпох". Теперь, чтобы ее нарядить, нужно обладать не памятью, но вкусом. Или его отсутствием.
На выставке, которая откроется завтра в 18:00 в Музее игрушек (наб. реки Карповки, д.32), представлены новогодние игрушки из коллекции петербургского адвоката Варзар, дочь которого Нина Варзар вышла замуж за Дмитрия Шостаковича. Собрание было передано музею несколько лет назад и положило начало музейной коллекции новогодних игрушек. На открытии организаторы выставки обещают запустить игрушечную железную дорогу 50-х годов и показать работу диаскопа.



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100