Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

18.12.2003
Выставки

Материалист в поисках веры
[Елена Невердовская]

Марк Ротко. Номер 7. 1949В Эрмитаже открылась выставка живописи американского художника ХХ века Марка Ротко. Парадоксальным образом экспозицию 20-ти картин сопровождает научная конференция с многочисленными докладами, выступлением художников, показом документального фильма и дискуссией. В чем же парадокс? В том, что Марк Ротко пытался достичь идеала "простого выражения сложной мысли", двигался "по направлению к ясности, к уничтожению всех преград между художником и идеей, между идеей и зрителем". А теперь его картины сопровождаются комментариями критиков, научными изысканиями искусствоведов, высказываниями философов. Помощь в переводе языка живописного на вербальный оказывают Кьеркегор, Ницше, Достоевский, Камю, Сартр и даже раннехристианский мыслитель Ориген.

Опять слова
Комментарии и слова адресованы тем, кто еще не видел картин. Видевшие - причем нет сомнения в том, что с произведениями Ротко в оригинале знакомы только те, кто способен понимать язык цвета, - в объяснениях и чужих замечаниях не нуждаются. Они имеют собственное суждение, свои мысли.
Именно мысли, а не эмоции. Ротко, несмотря на иррациональность своего языка, художник целиком рациональный. Он постоянно противоречит сам себе - сначала озвучивая собственные концепции и суждения на радио, публикуя открытые письма в газетах, высказываясь на лекциях, и, буквально следом, отказываясь давать комментарии, чтобы не затемнять, не сбивать с толку сознание зрителя, его мысли, его реакции. И затем - прекращая всякое общение со студентами по причине их неверного толкования живописи Ротко.
Меланхолик, говорят современники. Неудовлетворенный даже в те моменты, когда все шло, как он хотел, - замечают критики и дилеры. "Глубоко потревоженный парень", - бросает какой-то ник в Сети, по всей видимости, задетый за живое художник, пытающийся и сейчас поговорить о цвете, абстракции и цветочных горшках.
"Глубоко потревоженный парень", материалист, убежденный, что искусство подлинно только тогда, когда говорит о смерти, всматривается в мир, чтобы найти Нечто, увидеть - ибо он художник - Абсолют. Он близорук. Снимая очки, замечает снижение степени разобщенности. Предметы растворяются контуры тают. Он застывает и смотрит на пульсирующее пятно, пульс - это пульс его собственной крови, бьющейся в висках, это его дыхание, смещающее взгляд. Желтое на зеленом, зеленое и белое на голубом. Недаром Ротко восстает против обвинения в абстракционизме, заявляя, что он вышел из фигуративности. В это легко поверить - достаточно только или снять или одеть очки. В зависимости от остроты зрения.
Итак, оранжевое и белое на красном, Черное на синем. Черный квадрат - отнюдь не конец, не геометрия, а Космос, новый путь, возможность движения, возможность веры. Ссылаясь на любимых художником авторов - философов и писателей - говорят, что Ротко искал веру. Что ему было близко древнее "верую, ибо абсурдно". В его рациональной, рассудочной жизни было слишком мало абсурдного, своим был не абсурд, а только тоска по нему.


Cirriculum vitae

Марк Ротко в мастерскойМаркус Роткович (позднее изменивший имя на Марка Ротко) родился 25 сентября 1903 года в российском городе Двинске в семье аптекаря. В 1913 году семья Ротковичей эмигрировала в Америку, в Портленд, где 10-летний Марк, не владеющий английским языком, поступил снова в первый класс. Через год он заканчивает пятый, а в 1918 уже начинает изучать французский язык и драматическое искусство в высшей школе Линкольн. В начале 1920-х годов Маркус Роткович учится в Йельском университете, собираясь стать инженером. Сфера его интересов: английский и французский языки, европейская история и общая психология, математика, физика, биология и экономика.
По неизвестным причинам Роткович оставляет университет и переезжает в Нью-Йорк. В возрасте 21 года Маркус Роткович записывается на рисовальные курсы, а затем в New School of Design - небольшую коммерческую студию, где занимается в классе, старостой которого является Арчил Горки. С 1929 года Маркус Роткович начинает преподавать рисование в Центральной академии в Еврейском центре Бруклин, в 1933 году - первая персональная выставка, на следующий год Роткович становится одним из основателей Союза художников Нью-Йорка, принимает участие в многочисленных художественных выставках, сам организует выставки детского творчества в Бруклинском музее. Работает в технике акварели, рисует углем, пишет маслом пейзажи и портреты. В 1936 году несколько художников - Эйвери и Готлиб, Роткович, Бен-Зион, Харрис, Шанккер и др. - подписывают воззвание ко "всем, кто исполнен неприязни к консерватизму и желанием экспериментировать" и объединяются в группу "Десять". Выставки "Десяти" проходят в Муниципальной художественной галерее Нью-Йорка, в Галерее Бонапарт в Париже, на других площадках вплоть до 1939 года - времени распада группы, скорее всего, по политическим мотивам.
С 1940 года художник начинает выставлять свои произведения под именем Марка Ротко. Выставляет знаменитые "Вход в метро", "Подземную фантазию" и "Подземку". Он начинает серию работ, сюжеты которой заимствованы из древнегреческой мифологии - "Сирийского быка", "Антигону". Произведения по мотивам античной мифологии вызывают негативную критику, в ответ на нее художники Ротко и Готлиб пишут в газету "Times" открытое письмо, которое публикуется:
1. Для нас искусство - это приключение, проникновение в другой мир, исследование которого доступно лишь тем, кто хочет идти на риск.
2. Этот мир воображения - свободный полет фантазии, он резко противостоит здравому смысле.
3. Наша задача как художников - заставить зрителя увидеть мир нашими глазами, а не его собственными.
4. Мы предпочитаем простое выражение сложной мысли. Мы - за большую форму, поскольку именно она несет на себе печать истинного. Мы хотим восстановить плоскостность картины. Мы - за плоские формы, потому что они разрушают иллюзию и открывают правду.
5. Среди художников широко распространено мнение, что не имеет значения, о чем именно пишет художник, если это действительно хорошо написано. Это - сущность академизма. Но не может быть такой вещи, как хорошая картина ни о чем. Мы настаиваем на том, что решающим является содержание, и только то предметное содержание имеет значение, которое несет в себе трагизм и находится вне времени. Поэтому мы исповедуем родство с примитивным и архаичным искусством.
В 1943 году Ротко знакомится с консультантом Пегги Гуггенхайм Говардом Путцелем. С 1944 года Пегги Гуггенхайм начинает выставлять Ротко в своей галерее. Благодаря тому, что в 1946 году было продано много картин, Ротко оставляет преподавание в Центральной академии Бруклина. Его картины выставляются на многочисленных выставках, критики соревнуются в определениях - "метафорический абстракционист", "представитель нового направления, которое нельзя определить как абстракцию", "художник пластики внутренней жизни". Ротко много работает, начинает нумеровать картины. Преподает живопись в нескольких школах.
В 1948 умирает от рака мать Ротко, художник сильно переживает - в течение года он не занимается живописью. Спустя некоторое время он возобновляет работу, но, понимая ценность собственных работ, выставляет их крайне избирательно, от многих экспозиций отказывается, мотивируя это отсутствием гарантий сохранности. Неоднократно вступает в дискуссии с критиками, на одно издание, опубликовавшее высмеивающую художников статью, подает в суд за оскорбление и проигрывает дело. Отказывается от международной премии Музея Соломона Гуггенхайма, потому что куратор, выдвинувший его картину "Белый и зеленый на голубом" не поставила автора в известность. Сначала берет заказ на несколько панно для ресторана в небоскребе Сиграм-билдинг, а затем из-за несоответствия назначения места своему искусству отказывается продать картины и возвращает аванс. Вместе с другими художниками демонстративно осуждает поп-артистов - Роя Лихтенштейна, Джорджа Сигала и Энди Уорхола.
Шестидесятые: признание, многочисленные выставки в Соединенных Штатах, Париже, первая персональная в Лондоне, Галерея Тейт приобретает работы для создания отдельного зала художника. Работа над панно для часовни университета Сент-Томас в Хьюстоне, получившей впоследствии название Капеллы Ротко. Несмотря на это, жизнь Марка Ротко не является безоблачной. Болезни и сомнения, запрет врачей - по состоянию здоровья художнику разрешено только писать небольшие, до одного метра работы.
Последний год - 1969 - Ротко живет в мастерской. 25 февраля 1970 года он добровольно уходит из жизни. Похоронен на северном берегу Лонг-Айленда.



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2024
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100