С 1 марта по 1 апреля в Хьюстоне (США) в рамках международного
месяца фотографии будет проходить девятое биеннале "Фотофест-2002".
На втором по значимости (после биеннале в Париже) фотографическом фестивале
предполагается показать 169 отдельных выставок, шестая часть из которых
посвящена фотографии в эпоху мультимедийных технологий. Однако совсем
не ультрамодная цифровая фотография стала визитной карточкой "Фотофеста-2002"
- на рекламе в периодике фестиваль представляют снимки с выставки "Русский
пикториализм. 1890-1942", подготовленной Государственным музейно-выставочным
центром РОСИЗО.
Кураторы Евгений Березнер и Ирина Чмырева впервые представили русский
пиктореализм как целостное явление: продолжительное время мало кто обращал
внимание на фотографов, создававших романтические и мистические произведения,
воспевающих русскую "красоту", русскую "душу" и
"духовность". Фоторомантики работали над созданием обобщенно-выразительных
портретов представителей различных слоев российского общества конца
XIX начала XX века, а также - типично русских пейзажей. Не пренебрегали
они и изображением обнаженного тела, их ню благодаря продуманной композиции
и световым эффектам имели у зрителей большой успех. В 1935 году, обвиненная
в пропаганде буржуазной морали, художественная пиктореальная фотография
в СССР получила запрет на публичность и надолго исчезла из поля зрения.
Сохранились негативы и авторские отпечатки первых пиктореалистов только
в частных собраниях и запасниках провинциальных музеев. Усилиями кураторов,
отыскавших из этих источников произведения, являющиеся лучшими образцами
жанра, и была создана экспозиция "Русский пикториализм. 1890-1942",
куда вошли более ста работ 16 авторов. Большинство фотографов, которые
будут представлены на выставке в Хьюстоне, принадлежат еще позапрошлому
веку: Александр Гринберг, который в 1935 был объявлен порнографом и
осужден по соответствующей статье, Сергей Лобовиков, Василий Улитин,
Юрий Еремин. Организаторы первой в истории выставки русской пиктореальной
фотографии надеются, что после Хьюстона "Русский пикториализм.
1890-1942" не сразу вернется в Россию, а будет показан еще в нескольких
музеях и галереях.