Когда-то
Борис Юхананов, один из основателей Синефантома, публично показал
знаменитой "Догме" кукиш, прописав на каждом пальце, сложенном
в дулю, по букве так, что получилось "Норма". Фигура жеста,
перетекшая в фигуру речи, стала тогда заметным высказыванием, двойным
вызовом – как датскому картелю догматиков, так и отечественной интеллигентской
моде на безрефлексивный антиглобализм. В нем, как в иероглифе, графически
обозначилось и одновременно прозвенело упрямство самостийности отечественного
параллельного кинематографа, опирающегося только на свои силы и следующего
лишь своей неписанной идеологии. Блестящий провокатор и беспощадный
оратор Юхананов дополнил это немое выступление публикацией в петербургской
газете "На дне" контр-манифестика – лаконичного и как всегда
стилистически безупречного свода правил настоящего художника в эпоху
перемен.
Ларс Фон Триер, наверняка не догадывается об этой акции, но события
пятилетней давности могут всплыть на следующей неделе. Синефантом
и Догма сойдутся, наконец, лицом к лицу.
В среду 22 апреля, в 20.00 в клубе Синефантом начнется выступление
датского критика Петера Шепелерна. В Москву он приедет для того, чтобы
прочесть лекцию и показать документальный фильм Йеспера Йаргила "Очистившиеся".
Петер Шепелерн – доцент Копенгагенского Университета, доктор наук,
преподаватель Ларса Фон Триера, редактор журнала "Kosmorama"
издаваемого Датским Киноинститутом. Он так ж является автором множества
работ по истории современного датского кино в том числе – о Ларсе
Фон Триере.
"Очистившиеся" – документальный фильм Йеспера Йаргила, снятый
в 2002 году. На экране создатели манифеста "Dogme" размышляют
о судьбе движения, спорят, разбирают эпизоды фильмов, задаваясь догматическим
вопросом "Всегда ли итог соответствовал правилам?"
Йеспер Йаргил, который выступил тут так же в роли сценариста, оператора
и продюсера, - обладатель множество международных кино наград, включая
Золотого Льва Канн. Его фильм "Пер Киркеби - Зимняя легенда"
(Per Kirkeby - Winter's Tale) был отмечен Датской Киноакадемией, как
лучший документальный фильм 1996 года. Этот же фильм получил спецприз
жюри Международной Биеннале фильмов об искусстве в Париже в 1995 году.
Его "дрожащую камеру" многие помнят по "Идиотам"
Триера, где он работал оператором.
Фильм "Очистившиеся" - одна из частей документальной трилогии,
куда вошли ленты "Униженные" (De Ydmygede) - про съемки
фильма "Идиоты" Ларса Фон Триера, а также "Выставленные"
(De Udstillede) - об одном медиапроекте, благодаря которому Триеру
пришла визуальная идея "Догвиля".
"Очистившиеся" (De lutrede)
Производство Jesper Jargil Film, 2002 г.
72 мин.
Режиссер: Йеспер Йаргил (Jesper Jargil)
Оператор: Йеспер Йаргил (Jesper Jargil),
Хенрик Лундё (Henrik Lundo), Мортен Сёборг (Morten Soborg), Петер
Хьорт (Peter Hjorth), Метте Мерск (Mette Mersk).
Монтаж: Камилла Шиберг (Camilla Schyberg)
Музыка: Йоахим Хольбек (Joachim Holbek)