В
Мраморном Дворце на этой неделе открылась выставка, представляющая современное
искусство Кубы последних двадцати лет. В экспозиции, подготовленной
при участии Людвиг-Форума интернационального искусства, Фонда Людвига
на Кубе, а также Фонда Петера и Ирэне Людвиг, - свыше 50 произведений
кубинских художников, в том числе: живопись, объекты и работы, выполненные
в различных современных техниках.
Атмосфера выставки точно соответствует нашему представлению об этом
далеком экзотическом острове, по крайней мере, так кажется в начале
осмотра. В работах кубинских авторов легко читаются афро-американские
этнические мотивы; Че Гевара и Фидель Кастро соседствуют с амбивалентными
образами католических святых и перевернутыми религиозными канонами (например,
участники "Тайной вечери" вооружены мачете, на столе вместо
вина и хлеба - "пречистая плоть"); Ленин с черными бровями,
усами и бородой, серпы и молоты перемежаются эротическими видениями,
картинками желанного "американского образа жизни" и понятными
только для посвященных "кубинскими улыбками".
Один из залов целиком отдан художнику-графику Белкису Айону Мансо. Его
черно-белые произведения ("Мужчина, Сикан и голубь" (1993),
"Сикан в белую крапинку"(1993)), выполненные в сложной технике
- бумага, монотипия, матрица, пробная печать, напоминают насыщенную
метафорами поэзию кубинца Хосе Лесамы Лимы.
Значительная часть экспонируемых работ касается отношения Кубы и Страны
Советов: на красочном, "кричащем" фоне разместилась пяти-частная
композиция "Утопия" (1991), представляющая собой увеличенные
живописные копии плакатов времен Отечественной войны ("Наши силы
неисчислимы!", "Дойдем до Берлина!", "Пьем воду
из Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга!" и т.д.); "Viva
Cuba!" - называется картина, изображающая Медведя с Машенькой,
которая держит кубинский флажок.
Более общие отношения вождя и массы отражены в изменяющемся объекте
Алехандро Агилера Гонсалеса "Они сумеют его защитить!" (кирпичная
кладка, бетон, холст, 1990): бетонные болванки, одновременно похожие
и на сжатые в кулак руки и на обезглавленные шеи (последняя характеристика
усиливается повязанными наподобие галстуков платками), расположены под
лозунгом, аналогичным названию работы. Также, как и в остроумной композиции
Фернандо Родригеса Фалькона "Мой вождь и моя опора" (1992-1993),
составленной из четырех тростей, на рукоятке которых вырезаны знаменитые
кубинские революционеры, и четырех кругов с символическими картинками.
Наиболее непонятное, экзотичное и ошеломляющее творение представлено
в последнем зале. Название инсталляции Сиро Кинтана Гутьеррес "Made
in Cuba. (It seems on Cuba with the Spirit of the Possible)" (1989)
ничего не проясняет, а только дает понять, насколько наши представления
о жизни и об искусстве удаленного острова не соответствует действительности.