Rambler's Top100

19.04.2002
Выставки

Куба - далеко, Куба - рядом!
[Елена Невердовская]

Луис Гомес Арментерос. "Природное изобретение". (1992)В Мраморном Дворце на этой неделе открылась выставка, представляющая современное искусство Кубы последних двадцати лет. В экспозиции, подготовленной при участии Людвиг-Форума интернационального искусства, Фонда Людвига на Кубе, а также Фонда Петера и Ирэне Людвиг, - свыше 50 произведений кубинских художников, в том числе: живопись, объекты и работы, выполненные в различных современных техниках.
Атмосфера выставки точно соответствует нашему представлению об этом далеком экзотическом острове, по крайней мере, так кажется в начале осмотра. В работах кубинских авторов легко читаются афро-американские этнические мотивы; Че Гевара и Фидель Кастро соседствуют с амбивалентными образами католических святых и перевернутыми религиозными канонами (например, участники "Тайной вечери" вооружены мачете, на столе вместо вина и хлеба - "пречистая плоть"); Ленин с черными бровями, усами и бородой, серпы и молоты перемежаются эротическими видениями, картинками желанного "американского образа жизни" и понятными только для посвященных "кубинскими улыбками".
Один из залов целиком отдан художнику-графику Белкису Айону Мансо. Его черно-белые произведения ("Мужчина, Сикан и голубь" (1993), "Сикан в белую крапинку"(1993)), выполненные в сложной технике - бумага, монотипия, матрица, пробная печать, напоминают насыщенную метафорами поэзию кубинца Хосе Лесамы Лимы.
Значительная часть экспонируемых работ касается отношения Кубы и Страны Советов: на красочном, "кричащем" фоне разместилась пяти-частная композиция "Утопия" (1991), представляющая собой увеличенные живописные копии плакатов времен Отечественной войны ("Наши силы неисчислимы!", "Дойдем до Берлина!", "Пьем воду из Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга!" и т.д.); "Viva Cuba!" - называется картина, изображающая Медведя с Машенькой, которая держит кубинский флажок.
Более общие отношения вождя и массы отражены в изменяющемся объекте Алехандро Агилера Гонсалеса "Они сумеют его защитить!" (кирпичная кладка, бетон, холст, 1990): бетонные болванки, одновременно похожие и на сжатые в кулак руки и на обезглавленные шеи (последняя характеристика усиливается повязанными наподобие галстуков платками), расположены под лозунгом, аналогичным названию работы. Также, как и в остроумной композиции Фернандо Родригеса Фалькона "Мой вождь и моя опора" (1992-1993), составленной из четырех тростей, на рукоятке которых вырезаны знаменитые кубинские революционеры, и четырех кругов с символическими картинками.
Наиболее непонятное, экзотичное и ошеломляющее творение представлено в последнем зале. Название инсталляции Сиро Кинтана Гутьеррес "Made in Cuba. (It seems on Cuba with the Spirit of the Possible)" (1989) ничего не проясняет, а только дает понять, насколько наши представления о жизни и об искусстве удаленного острова не соответствует действительности.



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100