Немецкий
художник Грегор Шнайдер, получивший «Золотого льва» за свою инсталляцию
«Мертвый дом» на Венецианском биеннале 2001, и главное действующее
лицо скандала на Венецианском биеннале 2005, разгоревшегося вокруг
его объекта «Черный куб», недвусмысленно намекающего на священный
камень Каабу, вновь оказался в эпицентре общественных дебатов, разразившихся
в Германии в конце апреля. Речь идет снова о смерти, впрочем, на этот
раз уже не метафорически, но буквально.
В своем интервью газете «Вестдойче Цайтунг» Шнайдер познакомил общественность
со своим новым проектом, место и время которого художником пока не
афишируются. Шнайдер планирует на этот раз вместо художественных произведений
выставить в галерее умирающего человека, дабы показать «красоту умирания».
Умирающий экспонат вправе сам будет определить место, в котором он
хочет умереть. Художник, в свою очередь, поможет ему в поисках подходящего
«мавзолея», который должен представлять из себя «гуманное место смерти,
где люди могут спокойно умереть». По циркулирующим слухам, одним из
таких мест может стать музей «Haus Lange» в Крефельде или находящееся
неподалеку ателье самого художника в его родном городе Райдт (пригород
Мёнхенгладбах).
Понятно,
что вне зависимости от того собирается ли Шнайдер действительно реализовывать
свой проект, или просто хочет поговорить о нем, обнародование художественных
планов вызвало ожидаемый эффект: от неофициальных пожеланий на интернет-форумах
– повеситься самому, до официального заявления фракции ХДС в Бундестаге,
в котором говорится, что делать из умирающего человека экспонат для
лицезрения любопытных недостойно, и что смерть не должна быть инструментализована
с художественно-вуайеристскими целями. Другие политические партии
ХСС, СПД и Зеленые вменили художнику в вину «злоупотребление художественной
свободой», и окрестили его планы как «попытку провокации» и «непереваренную
идею».
Шнайдер, в свою очередь говорит о снятии табу с темы смерти и превращении
ее «в позитивное переживание, сравнимое с рождением ребенка».
За словом, впрочем, Шнайдер никогда в карман не лез. Также как из
невинного случая с кубом, который он хотел выставить на Сан-Марко
(где, что было изначально известно, венецианцы не дали разрешение
еще ни одному художнику-невенецианцу выставить свои произведения)
возникла тема мусульманства, также и обнародование нового проекта
в известной мере создает Шнайдеру ореол жертвы. По его словам, он
уже получил несколько угроз в свой адрес, а также, в частности, предложение
от одного человека выставить в качестве экспоната любовника его бывшей
жены. После чего художник решил уйти в подполье.
Впрочем, подходящего кандидата Шнайдер, по его словам уже нашел. Общественности
теперь остается только ждать и гадать, чего же действительно хотел
художник: реального осуществления проекта или лишь инициации дебатов
на тему его возможности.
Опубликовано в журнале "Арт
Хроника"
Ссылки по теме:
Куб реабилитируют
[Максим Райскин]
Скандал на Биеннале [Максим
Райскин]