В
Эрмитаже открылась выставка "Группа "Кобра" и ее современники
из собрания Стейделик музея в Амстердаме", ставшая первой остановкой
экспозиции во время мирового турне. Как сказал на пресс-конференции
директор нидерландского музея: "сегодня мы представляем наш бизнес".
Следующими пунктами назначения командированных произведений станут Сингапур
и Шанхай, Сан Паулу и Чикаго.
У входа в Петровскую галерею Малого Эрмитажа посетителей встречала живая
змея. Кобра не слишком удивлялась вниманию к своей персоне, наверное,
потому что Эрмитаж позаимствовал ее у зоопарка. Террариум со змеей -
не единственный каламбур на вернисаже. На эту тему пошутил и Консул
Королевства Нидерландов, заметив, - этой "Кобры" не стоит
бояться.
Действительно,
опасаться было нечего. Несмотря на официальное сообщение, что художники
трех стран - Голландии, Дании и Бельгии - выступили в 1948 году против
догм сюрреализма и магического реализма, модных в послевоенное время,
и манифестировали в качестве образцов творчества спонтанное искусство,
рисунки детей и умалишенных, их работы не кажутся ни излишне тревожными,
ни безумными. На картинах, рисунках, коллажах - птицы, собаки и кошки,
женщины и дети. Адепты "Кобры" утверждали примат цвета над
формой, линии и пятна - над объемом. Один из основателей и вдохновителей
движения датский художник Асгер Йорн написал в 1970-ом году: "Меня
особенно интересует процесс живописи как бессловесного средства человеческого
и духовного общения". На его полотне "Бабье лето" из
спутанного клубка цветных нитей, из сочетания согревающего желтого с
кобальтовым холодом рождается жаркий день. Его "Гийом Аполлинер"
- это шар с тонкими струйками русых бровей, застегнутый на все пуговицы
военного мундира. Работы теоретика группы "Кобра" Константа
более сдержаны по колориту, решены, в основном, в темных тонах. Композиционно
они выстроены так, что создают ощущение непрочности: малейшее движение
и равновесие нарушится, все рассыплется, исчезнет "Птичья идиллия",
"Кошка" убежит.
Сады и цветы, птицы и дети есть и на картинах голландских членов "Кобры"
Корнея и Карела Аппела. Творчество этих художников представлено на выставке
несколькими многочисленными работами. Это обстоятельство связано с особенностями
приобретения произведений - Стейделик-музей в пятидесятых годах не имел
финансовой возможности покупать работы зарубежных членов группы. Живопись
датчан появилась в коллекции позже, благодаря усилиям следующих за Сандбергом
директоров музея - Беерена и Фукса.
Помимо непосредственных членов "Кобры" в экспозиции можно
увидеть произведения авторов, близких по духу к знаменитой группе, характеризующейся
стихийностью и энергией. Это живопись абстракциониста Пита Ауборга и
скульптуры Лотти ван дер Хаах.