Первая Пражская Биеннале "Периферии становятся центром",
которая будет проходить с 26 июня по 31 августа, заявляет о себе как
о крупном художественном событии года. Около 200 молодых талантливых
художников со всех концов света создадут плюралистическое видение искусства
современности.
Тема огромной выставки - периферии становятся центром - отсылает к растворению
дихотомии этих понятий и к освобождению множественности, реальной встрече
культур и мировоззрений из разных центров и периферий.
Огромное исследование, реализованное с мизерным (в сравнении с другими
крупными выставками) бюджетом, Пражская Биеннале подтолкнула ее организаторов
к обнаружению новых горизонтов, решений и новой выставочной философии.
Поэтому Пражская Биеннале - крупнейшее художественное событие года в
Центральной Европе - представляет собой новую модель большой международной
выставки. Задуманная как книга, состоящая из множества глав, написанных
разными авторами, выставка включает 30 кураторских проектов. География
участников: Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Германия, Дания, Индия,
Исландия, Испания, Италия, Китай, Литва, Польша, Россия, США, Франция,
Чехия, Швейцария. К открытию Биеннале выйдет в свет 500-страничный цветной
каталог.
Особенное внимание будет уделено художественной сцене Восточной Европы
- искусству Венгрии, Польши и России. Россия представлена на Биеннале
проектом "Преодолевая отчуждение" (куратор - Екатерина Лазарева),
объединившим семь авторских работ: "Квартет" "Программа
ESCAPE", "Интервенция" (Максим Илюхин), "Домофон"
(Елена Ковылина), "Аленький цветочек (Красавица и чудовище)"
(Антон Литвин), "Мультикультуральное шоу" (Лиза Морозова),
"Творчество" (Георгий Первов) и "Изгнание из рая"
(Андрей Устинов). Большинство проектов сделаны специально для Пражской
Биеннале. Идея о преодолении отчуждения лишь отчасти апеллирует к известному
марксистскому тезису - поскольку речь идет не только об отчуждении в
труде (Антон Литвин) или в потреблении (Андрей Устинов), но и о культурном
(Елена Ковылина, Лиза Морозова), поколенческом (Максим Илюхин) и вообще
человеческом (Программа ESCAPE) отчуждении. В преодолении разного рода
отчуждений заключается условие не только успешной коммуникации (между
Востоком и Западом, например), но и социального здоровья и индивидуального
счастья.
Запланировано также участие в Пражской Биеннале группы РАДЕК (проект
"Знамена. Демократия Презентация Участие", куратор - Марко
Скотини).
Одно из главных открытий выставки - новые тенденции в живописи. "Эффект
Лазаря" (кураторы - Люка Беатрис, Лори Фирстенберг и Хелена Контова)
- это впечатляющая панорама новой живописи, попытка проверить жизнеспособность
этого художественного средства, которое уже не является единственным,
но постоянно демонстрирует свои возможности и силу. "Суперреальное"
(кураторы - Лори Фирстенберг и Джесси Уошберн-Хэррис) - это секция,
посвященная использованию самых традиционных художественных средств
в эпоху цифровой гиперреальности, передовых технологий и безумных скоростей
информации.
Пражская Биеннале 1 отказалась от идеи представления художников в рамках
национальных отделов или "павильонов". В этом смысле чешская
секция "Миссия выполнима" (куратор - Микал Колечек), цель
которой - переосмысление идентичности Центральной Европы, открыта другим
европейским нациям. Этот взгляд противостоит стереотипному пониманию
Центральной Европы как пересечению Восточной Европы и Запада, и напротив,
акцентирует ось Север-Юг.
Смешение оппозиции центр-периферия исследуется как возможная почва новой
креативности в проекте "Когда периферия становится центром, а центр
- периферией" (куратор - Дженс Хофманн). Пространство жизни представленных
в этом проекте художников напрямую выражает двойственность понятий "центра"
и "периферии"; эта секция Биеннале - территория встречи множества
языков, стилей и визуальных культур.
В современной глобализированной культурной ситуации проект "Пространство
и субъективность" (куратор - Лори Фирстенберг) исследует понимание
масс в модели "множества" Хардта и Негри. Панорама фотографии
и видео от городских портретов Мехико до безымянных окраин Израиля акцентирует
тревожное ощущение по поводу гомогенизации и различий в конституировании
идентичности.
Подобным образом "отдельно/вместе" (куратор - Якоб Фабрициус)
- проект художников из Северной Европы - исследует отношения между индивидуальным
и коллективным, фокусируясь на стратегиях художников, которые бросают
вызов ограничениям общества.