Владимир
Шинкарев никогда не был в Китае. Он не видел Великой Китайской стены.
Не рисовал ее кистью, пером или карандашом, не писал маслом. И тем
не менее, его выставка называется "Великая Китайская стена".
Последняя перед летними каникулами выставка в НоМИ – праздник для
гедонистов, превыше всего ценящих живопись, для сектантов, поклоняющихся
цвету, ритму, пятну.
Владимир Шинкарев хитро щурился: "в пейзаже нет ничего экзотического,
только небо, земля, растения". Китайский мудрец, девятый бессмертный,
подстать древним восьми. Тоже с крылом дракона, тигриной спиной и
глазом змеи. В пейзаже нет ничего экзотического – серое небо, последний
свет, плотная стена холма (или леса). Граница, раздел между кочевниками
и чиновниками, между варварством и культурой, между плодородными долинами
желтых китайских рек и неприрученной степью. Нет? Нет.
Граница между светом и тьмой, между прозрачностью и плотностью, между
бесконечностью движения и дискретностью вещественных иерархий. Художник
– это кочевник, налетающий на стену, размахивающий копьем и дико орущий
имена своих тотемов-предков, и, не смотря на собственную бесноватость,
четко осознающий, что стену ни сломать, ни перелететь не удастся?
Художник – это чиновник, зажавший под мышкой коробочку с кисточкой,
тушью и печатью, несколькими свитками рисовой бумаги в руке, тщетно
стремящийся сбежать за пределы империи, разорвать традиции, наплевать
на родственников и карьеру? Да? Да. И первое, и второе.
Владимир Шинкарев – великий китаец. Он ставит нас на пороге зеленого
лета лицом к серой стене, заставляя изменить собственной природе –
присущей нам рассеянности, мечтательности, неумению остановиться,
разобраться, понять и довольствоваться малым. Присущей нам жадности
и живописной пресыщенности. Он извлекает из нашей забитой и запушенной
памяти особенные, значащие моменты, прорвавшие заслон видимости в
бесцветности пасмурного снежного дня, тумане, сумеречном безразличии.
Владимир Шинкарев – великий каллиграф. Написанный им иероглиф – отсвет
фар на пути, развилка дорог, деревянный столб с исчезнувшим указателем.