Целых
два часа никому не бросилось это в глаза. Именно столько провисела
абстрактная картина французского художника Жана Доланда в Музее Орсэ
в окружении шедевров Гогена, Ван Гога и Дега. Художник пронес картину
в музей под свитером, повесил ее на стену и скрылся, выражая тем самым,
как сообщает газета «Le Parisien», «протест против нехватки выставочного
пространства для современного искусства».
Холст был обнаружен смотрителями лишь спустя пару часов. После чего
художнику позвонили из Орсе, с целью прояснить ситуацию: рядом с картиной
на стену Доланд поместил также краткую творческую биографию. Художник
забирать картину отказался, но предложил, в свою очередь, подарить
ее Музею Орсе.
Одним протестом против музея дело, понятно, не ограничивается. В конце
концов, война с музеем, напоминающая войну с ветряными мельницами,
ведется вовсе не затем, чтобы превратить «кладбище» в цветущий сад,
но с целью «отобрать» у художников прошлого ту значимую роль, которую
они играют сегодня в средствах массовой информации и рекламе. Чего
бы стоил этот протест без медиальной составляющей акции: сообщения
о хэппенинге Доланда появились в большинстве европейских изданий.
Музей Орсе – уже не первая институция, в которой Доланд контрабандным
образом пытался выставить свои произведения. За неделю до акции в
Орсе, художник уже был задержан в Лувре, за попытку повесить свою
картину размером 30х40 см среди работ художников эпохи Людовика XIV.
Тогда акция была сорвана, а акционист был отпущен восвояси через 45
минут, после выяснения обстоятельств. Поскольку вред музею причинен
не был, и намерения причинить таковой у художника тоже не было, Доланду
удалось избежать даже денежного штрафа.
Что предпримет в связи со случившимся Музей Орсе, и примет ли он «подарок»
Доланда пока неизвестно. Орсе, наряду с Лувром - один из самых посещаемых
музеев мира. Выставить свою работу там, пусть даже на несколько часов,
а потом наблюдать (или, по меньшей мере, представлять) как ничего
не ведающие туристы рассматривают ее наряду с шедеврами прошлого,
- при желании можно расценить как форму художественного эксгибиционизма,
с которым классический музей вряд ли захочет возиться.