Сегодня
и завтра в пустующем цехе директорского корпуса фабрики "Красное
знамя" (улица Красного Курсанта, 25) с 12.00 до 17.00 можно увидеть
результирующую выставку международного проекта "emplacements"
- культурной акции, инициированной в1997 году британскими художницами
Француазой Дюпре (Francoise Dupre) и Роксаной Пермар (Roxane Permar).
Официальное представление проекта состоится в 16.00.
До сегодняшнего дня на фабрике работали творческие мастерские, в которых
принимали участие художники и музыканты из России, Великобритании и
Западной Европы: Людмила Белова, Стиви Безенсенет, Сюзан Бринд и Джим
Харолд, Франсуаза Дюпре, Алексей Гарев, Ирина Головенок, Ольга Киселева,
Ольга Кононихина, Константин Константинов, Андреа Ламест, Игорь Лебедев,
Гейл Пирс, Роксана Пермар, Дмитрий Пиликин, Эмма Раштон и Дерек Тайман,
Дмитрий Шубин, британская группа "TEA" (Джон Биддалп, Питер
Хаттон, Вал Мюррей, Линн Пиллинг), Олег Янушевский, группа музыкантов
"Bardosinetikcube" (Сергей Матвеев, Игорь Поцукайло). На открывшейся
выставке можно будет увидеть, в основном, новые работы, сделанные тут
же на фабрике, - звуковые и видео-инсталляции, фотографии, объекты,
инсталляции. Основным объектом художественных рефлексий "emplacements"
стало "Красное знамя" - петербургское чулочно-носочное предприятие,
основанное немецким предпринимателем во второй половине 19 века, пережившее
послереволюционную национализацию и бурную реконструкцию, связанную
с именем известного немецкого архитектора Эрика Мендельсона, период
ударного социалистического труда и полный постперестроечный упадок.
Контекст всему арт-событию задала история проектирования и строительства
другого корпуса, являющегося памятником промышленной архитектуры, -
главной электрической подстанции, созданной немецким конструктивистом
Эриком Мендельсоном.
Художники для своей мастерской и экспозиции получили в распоряжение
один из пустующих цехов - пыльное помещение с остатками мебели, имеющей
загадочное предназначение, тремя остановившимися часами на стенах и
огромным количеством мумифицированных насекомых на подоконниках и между
окон. Участники совершенно по-разному приступили к работе - британские
художники занялись активным преобразованием пространства, из ничего
создавая симуляцию производства, исследовательской лаборатории или проектной
мастерской; русские художники скорее мимикрировали, сливались с окружающим
миром, а не противопоставляли ему жестко организованный мир собственный.
Британская группа "TEA" (Джон Биддалп, Питер Хаттон, Вал Мюррей,
Линн Пиллинг) сделали исследовательскую станцию, в которой поместили
результаты видео и аудио-обследования, проведенного на производстве
в Манчестере и на "Красном знамени". Роксана Пермар в инсталляции
"Духи" использовала вязанные белые кофточки - handemade-трикотаж,
изготовленный жительницами Шетландских островов, и белые футболки -
продукцию питерской фабрики. Франсуаза Дюпре выставила два произведения:
выложила пространство между запыленных стекол клубочками из обрезков
полосатой ткани (основная продукция современной фабрики - тельняшки),
и устроила на заброшенном фонтане - памятнике рабочим предприятия, погибшим
в Великой Отечественной войне - инсталляцию из цветов. Андреа Ламест
создала поэтический мемориал, посвященный самому Эрику Мендельсону,
- на этом временном памятнике нашлось место и красному флажку и звукам
музыки Баха, которую, как сообщают историки, немецкий архитектор слушал
во время работы над проектами. Петербургские художники минимализировали
вторжение в фабричную среду: Сергей Денисов использовал найденных в
цехе погибших насекомых и мертвого высушенного воробья, Игорь Лебедев
стеллаж с ячейками превратил в произведение, самым недвусмысленным образом
напоминающее доску почета, Дмитрий Шубин выставил фотографии как две
капли воды похожие на репортажи из фабричных газет. В процессе деятельности
творческих мастерских общение с работниками фабрики было не столько
запрограммировано, сколько неизбежно - "культура" и "социум",
которым предстояло сблизиться и взаимодействовать, постоянно сталкивались
на территории. Труженики поневоле становились объектами видео и фото
съемки, нехотя давали интервью. Однако объяснить рабочим значение проекта
"emplacements", смысл нахождения на фабрике иностранцев и
"праздных" людей с камерами и фотоаппаратами было чрезвычайно
сложно. Первоначально на "Красном знамени" восприняли появление
участников художественного проекта как интервенцию, как унижение национального
достоинства - показывать англичанам брошенные цеха, доисторическое оборудование,
одним словом нищету и разруху означало, по мнению фабричных патриотов,
просто "предавать Родину". Российскому куратору проекта, координатору
и культуртрегеру Дмитрию Пиликину пришлось исполнять роль культпросветработника
- ходить по цехам и раздавать листовки, объяснять простым русским языком
"зачем и кому это надо". В самые напряженные моменты - например,
во время одной из съемок, когда работница восприняла фотографирование
чайника с цветами как вторжение на свою личную территорию и была готова
броситься в бой, - Пиликин спасал ситуацию, рассказывая труженице об
"арсенальном" сорокалетнем стаже своего отца, дачном участке
и пенсиях. Благодаря лексическому запасу куратора открытого конфликта
удалось избежать. Другим моментом, способствовавшим налаживанию отношений,
стало "английское чаепитие" с привезенными из Манчестера настоящими
пудингами, а также "передвижная" выставка, устроенная британцами
специально для рабочих. Но, несмотря на все усилия, английским участникам
проекта (российские на этот счет и не обольщались) пришлось охладить
пыл, сбавить пафос обретения всеобщего единства и сопричастности.
Как отнесутся к общей, не рассчитанной исключительно на рабочих, выставке
работники фабрики, можно будет увидеть сегодня. Хотя некоторые из участников
творческих мастерских уже высказали предположения, что для особенно
"продвинутых" авторов экспозиции - в частности, для Алексея
Гарева, выставившего фотографии обнаженных моделей с нарисованными на
них полосками, изображающими тельняшки, - выставка может закончиться
плачевно.
Ссылки по теме:
Современное
искусство на территории действующей фабрики [Елена Невердовская]