Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

19.08.2002
Актуальное искусство

Граница "культура/социум" - свободная зона или линия фронта
[Елена Невердовская]

Фабрика "Красное знамя". Эрик Мендельсон. Главная электрическая подстанцияСегодня и завтра в пустующем цехе директорского корпуса фабрики "Красное знамя" (улица Красного Курсанта, 25) с 12.00 до 17.00 можно увидеть результирующую выставку международного проекта "emplacements" - культурной акции, инициированной в1997 году британскими художницами Француазой Дюпре (Francoise Dupre) и Роксаной Пермар (Roxane Permar). Официальное представление проекта состоится в 16.00.
До сегодняшнего дня на фабрике работали творческие мастерские, в которых принимали участие художники и музыканты из России, Великобритании и Западной Европы: Людмила Белова, Стиви Безенсенет, Сюзан Бринд и Джим Харолд, Франсуаза Дюпре, Алексей Гарев, Ирина Головенок, Ольга Киселева, Ольга Кононихина, Константин Константинов, Андреа Ламест, Игорь Лебедев, Гейл Пирс, Роксана Пермар, Дмитрий Пиликин, Эмма Раштон и Дерек Тайман, Дмитрий Шубин, британская группа "TEA" (Джон Биддалп, Питер Хаттон, Вал Мюррей, Линн Пиллинг), Олег Янушевский, группа музыкантов "Bardosinetikcube" (Сергей Матвеев, Игорь Поцукайло). На открывшейся выставке можно будет увидеть, в основном, новые работы, сделанные тут же на фабрике, - звуковые и видео-инсталляции, фотографии, объекты, инсталляции. Основным объектом художественных рефлексий "emplacements" стало "Красное знамя" - петербургское чулочно-носочное предприятие, основанное немецким предпринимателем во второй половине 19 века, пережившее послереволюционную национализацию и бурную реконструкцию, связанную с именем известного немецкого архитектора Эрика Мендельсона, период ударного социалистического труда и полный постперестроечный упадок. Контекст всему арт-событию задала история проектирования и строительства другого корпуса, являющегося памятником промышленной архитектуры, - главной электрической подстанции, созданной немецким конструктивистом Эриком Мендельсоном.
Художники для своей мастерской и экспозиции получили в распоряжение один из пустующих цехов - пыльное помещение с остатками мебели, имеющей загадочное предназначение, тремя остановившимися часами на стенах и огромным количеством мумифицированных насекомых на подоконниках и между окон. Участники совершенно по-разному приступили к работе - британские художники занялись активным преобразованием пространства, из ничего создавая симуляцию производства, исследовательской лаборатории или проектной мастерской; русские художники скорее мимикрировали, сливались с окружающим миром, а не противопоставляли ему жестко организованный мир собственный.
Британская группа "TEA" (Джон Биддалп, Питер Хаттон, Вал Мюррей, Линн Пиллинг) сделали исследовательскую станцию, в которой поместили результаты видео и аудио-обследования, проведенного на производстве в Манчестере и на "Красном знамени". Роксана Пермар в инсталляции "Духи" использовала вязанные белые кофточки - handemade-трикотаж, изготовленный жительницами Шетландских островов, и белые футболки - продукцию питерской фабрики. Франсуаза Дюпре выставила два произведения: выложила пространство между запыленных стекол клубочками из обрезков полосатой ткани (основная продукция современной фабрики - тельняшки), и устроила на заброшенном фонтане - памятнике рабочим предприятия, погибшим в Великой Отечественной войне - инсталляцию из цветов. Андреа Ламест создала поэтический мемориал, посвященный самому Эрику Мендельсону, - на этом временном памятнике нашлось место и красному флажку и звукам музыки Баха, которую, как сообщают историки, немецкий архитектор слушал во время работы над проектами. Петербургские художники минимализировали вторжение в фабричную среду: Сергей Денисов использовал найденных в цехе погибших насекомых и мертвого высушенного воробья, Игорь Лебедев стеллаж с ячейками превратил в произведение, самым недвусмысленным образом напоминающее доску почета, Дмитрий Шубин выставил фотографии как две капли воды похожие на репортажи из фабричных газет. В процессе деятельности творческих мастерских общение с работниками фабрики было не столько запрограммировано, сколько неизбежно - "культура" и "социум", которым предстояло сблизиться и взаимодействовать, постоянно сталкивались на территории. Труженики поневоле становились объектами видео и фото съемки, нехотя давали интервью. Однако объяснить рабочим значение проекта "emplacements", смысл нахождения на фабрике иностранцев и "праздных" людей с камерами и фотоаппаратами было чрезвычайно сложно. Первоначально на "Красном знамени" восприняли появление участников художественного проекта как интервенцию, как унижение национального достоинства - показывать англичанам брошенные цеха, доисторическое оборудование, одним словом нищету и разруху означало, по мнению фабричных патриотов, просто "предавать Родину". Российскому куратору проекта, координатору и культуртрегеру Дмитрию Пиликину пришлось исполнять роль культпросветработника - ходить по цехам и раздавать листовки, объяснять простым русским языком "зачем и кому это надо". В самые напряженные моменты - например, во время одной из съемок, когда работница восприняла фотографирование чайника с цветами как вторжение на свою личную территорию и была готова броситься в бой, - Пиликин спасал ситуацию, рассказывая труженице об "арсенальном" сорокалетнем стаже своего отца, дачном участке и пенсиях. Благодаря лексическому запасу куратора открытого конфликта удалось избежать. Другим моментом, способствовавшим налаживанию отношений, стало "английское чаепитие" с привезенными из Манчестера настоящими пудингами, а также "передвижная" выставка, устроенная британцами специально для рабочих. Но, несмотря на все усилия, английским участникам проекта (российские на этот счет и не обольщались) пришлось охладить пыл, сбавить пафос обретения всеобщего единства и сопричастности.
Как отнесутся к общей, не рассчитанной исключительно на рабочих, выставке работники фабрики, можно будет увидеть сегодня. Хотя некоторые из участников творческих мастерских уже высказали предположения, что для особенно "продвинутых" авторов экспозиции - в частности, для Алексея Гарева, выставившего фотографии обнаженных моделей с нарисованными на них полосками, изображающими тельняшки, - выставка может закончиться плачевно.

Ссылки по теме:

Современное искусство на территории действующей фабрики [Елена Невердовская]



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100