19 октября
Новости культуры
Халил Алтиндере "Танец с табу", МДФ, комп. графика, 1997 г.
Арт-рынок или как "все будет хорошо"
Максим Райскин
О чем говорят два немецких банкира, встретившись после напряженного
трудового дня? Исключительно об искусстве. А о чем говорят в подобной
ситуации художники? Конечно же, о деньгах - о чем же им еще говорить.
Шутка эта, не так давно привезенная из Европы, как нельзя более точно
характеризует тот, ставший уже очевидным и в России, факт, что денежный
подтекст, еще десять лет тому назад до неприличия табуизированный в
культуре, окончательно утвердился в качестве одного из важнейших ее
компонентов.
Неудивительно поэтому, что темой русско-английской конференции, организованной
отделением Британского Института в Петербурге, стала все та же животрепещущая
и до боли знакомая тема современного искусства и денег. Собравшиеся
16 октября в Институте Pro Arte арт-критики, галеристы, художники, кураторы,
арт-дилеры, а также представители Законодательного собрания и городской
администрации проговорили на эту тему около четырех часов. Самым удивительным
было то, что в отличие от других подобных мероприятий, нельзя сказать,
что докладчики были скучны, а к концу выступлений в аудитории остался
один слушатель.
Первое, что стоит отметить, - девяносто процентов всех выступлений были
предельно содержательны и конкретны. Депутат Законодательного собрания
Леонид Романков поведал слушателям, что никакого законодательного регулирования
рынка современного искусства не существует: все, что есть, - это четыре
федеральных и два городских закона, касающиеся того, "кто является
субъектом культуры", "как осуществляются государственные закупки
произведений искусства", таможенных правил по ввозу и вывозу культурных
ценностей и печально известной городской ставки на аренду для учреждений
культуры. Алексей Генцлер, директор петербургской фирмы "Артерия",
занимающейся импортом-экспортом произведений современного искусства,
подправил депутата, сказав, что постановления таможенного комитета не
утверждаются Минюстом, и поэтому не имеют силу закона. Единственным
же законодательным актом в этой сфере является закон "Об авторском
праве и смежных правах", как раз и определяющий право продажи и
покупки авторских произведений, в том числе и искусства. Доклад Елены
Малявиной, представителя Комитета по культуре, был еще более лаконичен
чем доклад Романкова: она ограничилась перечислением программ городской
администрации, направленных на поддержку искусства. Впрочем, сухость
выступления вполне компенсировалась тем фактом, что гласности были преданы
имена грантополучателей, а обнародование сумм, полученных известной
питерской культурной институцией "Пушкинская-10", вообще вызвало
бурю эмоций.
Сообщения английских участников по своей конкретности вполне могли конкурировать
с выступлениями представителей законодательной и исполнительной ветвей
власти. Сэди Коулз, владелица одноименной лондонской галереи, и Катрина
Браун, куратор центра современного искусства в Данди, не пытаясь особо
теоретизировать, рассказали о своей работе, коротко остановившись на
ее приоритетах и специфике.
Доклады питерских художественных деятелей тоже были на редкость вразумительны.
Ольга Кудрявцева, владелица галереи Д-137 на Невском проспекте, посетовала
на сложности, связанные с продажей произведений современного искусства:
нет покупателей, а те, что есть, предпочитают покупать произведения
не в галерее, а прямо у художников, что гораздо дешевле. Николай Кононихин,
создатель крупнейшего Интернет-портала по культуре Петербурга, поделился
стратегиями раскрутки современного искусства через масс-медиа. И даже
Тимур Новиков не раздавал "Художественную Волю" и не призывал
чествовать Савонаролу, дипломатично ограничившись разделением рынка
искусства на реальный и виртуальный. Не преминув, разумеется, упомянуть,
что в отношении второго, более правильно употреблять не искусствоведческие
термины, но - хорошо известную "феню": "откат",
"наезд" и прочий бизнес-сленг.
Единственным исключением и своего рода жемчужиной стало редкое по своей
эмоциональности выступление редактора журнала НоМИ Веры Бибиновой, в
докладе которой можно было выделить две основные линии: желание "заработать
немножко денег" и чрезвычайный интерес к "человеческому фактору".
А также к словарю Даля, в котором она пыталась почерпнуть определение
того, что же называется "культурной политикой". Недоумевая
относительно того факта, что "откат", о котором так долго
и упорно говорили неоакадемисты, пока так и не начался, Бибинова закончила
свое выступление сакраментальной фразой - "все будет хорошо".
Присутствующие с ней согласились, поскольку такого напора никто не ожидал.
Таким образом, подытожила куратор от Британского совета Анастасия Буданок,
"по крайней мере, мы единодушны в том, что современное искусство
не равняется рынку современного искусства, и все же этот рынок значим
для него, как ничто другое, иначе бы мы столько о нем не говорили".