Rambler's Top100

19.12.2001
Актуальное искусство

Диалог в отсутствии интереса
[Елена Невердовская]

С 15 по 18 декабря на Пушкинской-10 в Музее нонконформистского искусства проходил фестиваль "Hand made. Ручная работа", на который приехали художники из Монголии и Узбекистана, из Алматы (Казахстан) и Бишкека (Кыргызстан). Россию представляли исключительно петербургские художники. Международный проект, ставший возможным благодаря гранту "Института Открытое общество" Дж. Сороса, предполагал стать пространством диалога между современным искусством и древними художественными традициями стран Центральной Азии, где, как пишет в буклете куратор рукодельного фестиваля Марина Колдобская, "уважение к ремеслу уже потеряно, а к современному искусству - еще не приобретено".
Работа по осмыслению была начата с открытия выставки в музейном флигеле, где на двух этажах были представлены инсталляции, объекты, видео, фото, живопись, коллажи. Так как помещенные в экспозиции работы петербургских художников сравнительно неплохо известны благодаря выставкам последних лет, стоит остановиться на произведениях азиатских художников.
В трактовке темы проекта региональными отделениями "Института Открытое общество" оказались настолько большие разногласия, что из некоторых стран приехали на фестиваль художники-прикладники, а не представители актуального направления в современном искусстве. Монголки Джамбалин Бьямбаа и Ендонджамтс Оджерел привезли изделия из войлока и рукодельные шахматы, которые не вошли в экспозицию, но быстро нашли покупателей. Гульнара Елбергенова из Нукуса, занимающаяся национальной вышивкой, тоже чувствовала себя не в своей тарелке среди актуальных художников. В теме были алматинские художники Зитта Султанбаева и Абликим Акмуллаев, Алмагуль Менлибаева и Канат Ибрагимов. Первые из перечисленных привезли видеопроект "Медиа-айтыс" - состязание двух певцов, персонифицирующих две крайности бывшей столицы Казахстана: улицу богатых Аль-Фараби и бесконечную барахолку на ул. Рыскулова. Алмагуль Менлибаева выставила две живописные работы, мотивом для которых послужили языческие обряды, а на третий день предложила для просмотра документальный фильм "Текемет" (1994) режиссера Ануара Райбаева, оператора Рената Кусаева, показывающий процесс изготовления войлочного ковра. Известный своими московскими скандалами Канат Ибрагимов и тут не смог изменить имиджу: он предложил проинтерпретировать современное искусство как национальный вид мастурбации.
Перформанс "Все, что есть" Гульнары Касмалиевой из Кыргызстана, в котором получали новое символическое наполнение простые бытовые действия: работа на национальном ткацком станке, игра на старинном инструменте, отрезание кос, - полемизировал, как, впрочем, и другие азиатские работы, с утверждением куратора проекта о присущем данному региону неуважении как к традиционному ремеслу, так и к современному искусству. Возможно, что Марина Колдобская, работая над программой фестиваля, руководствовалась собственными представлениями об искусстве Центральной Азии, как национальном, так традиционном и современном. И не была знакома с осмыслением региональных процессов, которое предлагают, в частности, критики Казахстана. А самое распространенное среди них мнение заключается в том, что в Центральной Азии в двадцатом веке (о девятнадцатом говорить не приходится) не успело сформироваться традиционное искусство в европейском его понимании, и попросту невозможна иная почва для существования актуального искусства кроме национальной ремесленной, обрядовой и игровой традиции.
Полное отсутствие взаимопонимания, естественно, не могло не сказаться, в последний день фестиваля на круглом столе. Он показал, что никто из питерских актуальных художников, кроме куратора Марины Колдобской, не вспомнил "заявление Натальи Гончаровой о том, что она отрясает с ног прах Запада и ищет вдохновения на Востоке" и не изменил собственной самоуверенности и "вере в универсальные рецепты социального благополучия", так как обсуждать "рукоделие", как социально значимый пласт культуры" и осмыслять диалог между современным искусством и национальной традицией пожелали только представители Центральной Азии. Петербург же остался при своих западных ценностях и добродетелях, а также "советских" травмах и "нонконформистской" ностальгии.



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

Rambler's Top100