Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

20.01.2003
Новости культуры


Театр реставрационных действий
[Елена Невердовская]

Собственная дача Его Императорского Величества"Пожар!" - крикнул доктор Ватсон, забросив дымовую шашку в окно добропорядочного английского дома. Пожар был, разумеется, не настоящий. Впрочем, как и дом - не английский. И особняк, который послужил декорацией в известном сериале Игоря Масленникова, находится не на туманном Альбионе, а в Петербурге, на Каменном острове. Этому зданию и другим каменным постройкам - напоминающим дома европейских городов - уготована долгая и счастливая судьба: внимание охранных муниципальных структур, инвесторов и даже кинематографистов предохраняют их от обветшания, разрушения и пожаров. Но есть на Каменном острове, имеющем статус заповедника, и другие дома - деревянные. Несмотря на то, что эти здания номинально охраняются государством, реально с ними происходят всяческие несчастья: заброшенные дома умирают медленно - рассыпаются, гниют. Или очень быстро - сгорают. Иногда никто не успевает даже крикнуть "Пожар!"
Как мы уже писали, с середины января в выставочном зале "Смольный" открыта выставка "Беззащитные шедевры", на которой можно увидеть архивные материалы и фотографии памятников деревянного зодчества. Выставка является частью масштабной кампании, начатой еще в 2001 году Фондом поддержки памятников деревянного зодчества (Москва). В рамках выставки в середине января в выставочном зале "Смольный" прошли встречи реставраторов и архитекторов из России, Швеции и Норвегии. Реставраторы осмотрели несколько зданий, построенные в первой половине 19 века известными архитекторами Смарагдом Шустовым, Шарлеманем, Кавосом. В их числе - расположенные на Каменном острове собственная дача Его Императорского Величества, особняк принцев Ольденбургских, Каменоостровский театр и несколько усадеб - на набережной Невы. Объектом особенной заботы реставраторов стал Домик Петра I - старейшее деревянное здание в Петербурге.
Из перечисленных выше памятников деревянной архитектуры наиболее трагичная история - у императорской дачи. Памятник периода позднего классицизма был построен в 1836 году по проекту Л. И. Шарлеманя. Конструкция его стен уникальна - они срублены из вертикально поставленных бревен и обшиты досками. Когда комиссия архитекторов и реставраторов из России, Швеции и Норвегии прибыла на место, оказалось, что охранять и реставрировать уже нечего. Стоявший еще осенью дом или сгорел или был разобран. О человеке бы в таком случае сказали: "умер в нищете и забвении".
Самая благополучная судьба у Каменоостровского театра. Здание летнего театра было построено в 1827 году по проекту Смарагда Шустова за 40 дней, государственная комиссия приняла строение, заключив: "…по качеству материала…надежность театра для представлений в семь лет достаточна". Сейчас театру 175 лет. За это время, по крайней мере, трижды собирались его снести, но каждый раз принимали решение сохранить и отреставрировать. В настоящее время (с 1999 года) охраной и реставрацией здания Каменоостровского театра занимается расположенный здесь Театр бального танца. За три года в зале был установлен единственный в Петербурге специальный подогреваемый танцевальный паркет. Следующим этапом станет реконструкция интерьеров - роспись потолка и балконов. Сейчас пока еще можно увидеть "конструктивистскую" роспись 1930-х годов: стрелы, зигзаги и молнии, но скоро ее заменят типичные для классицизма арабески. О времени первых пятилеток останется только одно напоминание - кинобудка на месте царской ложи.
Домик Петра I благодаря своему месту в истории Петербурга должен был бы быть примером беспрецедентной охраны и заботы. На самом деле, как выяснили реставраторы, проведя обследование этого памятника во время кампании, все не так гладко. Во-первых, фикцией оказывается вся система защиты - футляр, предназначенный создавать для деревянного памятника специальный микроклимат, скорее согревает сотрудников и экскурсоводов, система специальной вентиляции не работает, от древесных жучков Домик защищает медная проволока. Во-вторых, фикцией, с точки зрения производившего обследование архитектора В. С. Рахманова, оказывается и сам памятник. Благодаря усилиям партийного начальства, предпринятым во время реставрации в 1970-х годах, вместо Домика Петра I посетители любуются на приблизительно "тысяча двести" его разрозненных элементов - так реставратор оценивает партийное решение насадить всю конструкцию на металлический каркас. Более того, и сам Петр вполне может выглядеть ненастоящим - в таком домишке ему пришлось бы ходить на коленях или сгорбившись: из-за утраты двух венцов дом стал ниже более чем на метр. Одним словом, история Домика Петра I, начинавшаяся как эпос, превратилась почти в фарс.
Таким предстал перед архитекторами и реставраторами "театр реставрационных действий": больше потерь и поражений, чем побед. И понятно, что выиграть эту войну со временем, огнем, и косностью, а также вовремя предотвратить преднамеренные "убийства" можно только при наличии продуманной стратегии. Значит, дело за государством.

Ссылки по теме:

Продолжение кампании в защиту деревянной архитектуры [Надежда Штиль]



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100