"Пожар!"
- крикнул доктор Ватсон, забросив дымовую шашку в окно добропорядочного
английского дома. Пожар был, разумеется, не настоящий. Впрочем, как
и дом - не английский. И особняк, который послужил декорацией в известном
сериале Игоря Масленникова, находится не на туманном Альбионе, а в Петербурге,
на Каменном острове. Этому зданию и другим каменным постройкам - напоминающим
дома европейских городов - уготована долгая и счастливая судьба: внимание
охранных муниципальных структур, инвесторов и даже кинематографистов
предохраняют их от обветшания, разрушения и пожаров. Но есть на Каменном
острове, имеющем статус заповедника, и другие дома - деревянные. Несмотря
на то, что эти здания номинально охраняются государством, реально с
ними происходят всяческие несчастья: заброшенные дома умирают медленно
- рассыпаются, гниют. Или очень быстро - сгорают. Иногда никто не успевает
даже крикнуть "Пожар!"
Как мы уже писали, с середины января в выставочном зале "Смольный"
открыта выставка "Беззащитные шедевры", на которой можно увидеть
архивные материалы и фотографии памятников деревянного зодчества. Выставка
является частью масштабной кампании, начатой еще в 2001 году Фондом
поддержки памятников деревянного зодчества (Москва). В рамках выставки
в середине января в выставочном зале "Смольный" прошли встречи
реставраторов и архитекторов из России, Швеции и Норвегии. Реставраторы
осмотрели несколько зданий, построенные в первой половине 19 века известными
архитекторами Смарагдом Шустовым, Шарлеманем, Кавосом. В их числе -
расположенные на Каменном острове собственная дача Его Императорского
Величества, особняк принцев Ольденбургских, Каменоостровский театр и
несколько усадеб - на набережной Невы. Объектом особенной заботы реставраторов
стал Домик Петра I - старейшее деревянное здание в Петербурге.
Из перечисленных выше памятников деревянной архитектуры наиболее трагичная
история - у императорской дачи. Памятник периода позднего классицизма
был построен в 1836 году по проекту Л. И. Шарлеманя. Конструкция его
стен уникальна - они срублены из вертикально поставленных бревен и обшиты
досками. Когда комиссия архитекторов и реставраторов из России, Швеции
и Норвегии прибыла на место, оказалось, что охранять и реставрировать
уже нечего. Стоявший еще осенью дом или сгорел или был разобран. О человеке
бы в таком случае сказали: "умер в нищете и забвении".
Самая благополучная судьба у Каменоостровского театра. Здание летнего
театра было построено в 1827 году по проекту Смарагда Шустова за 40
дней, государственная комиссия приняла строение, заключив: "…по
качеству материала…надежность театра для представлений в семь лет достаточна".
Сейчас театру 175 лет. За это время, по крайней мере, трижды собирались
его снести, но каждый раз принимали решение сохранить и отреставрировать.
В настоящее время (с 1999 года) охраной и реставрацией здания Каменоостровского
театра занимается расположенный здесь Театр бального танца. За три года
в зале был установлен единственный в Петербурге специальный подогреваемый
танцевальный паркет. Следующим этапом станет реконструкция интерьеров
- роспись потолка и балконов. Сейчас пока еще можно увидеть "конструктивистскую"
роспись 1930-х годов: стрелы, зигзаги и молнии, но скоро ее заменят
типичные для классицизма арабески. О времени первых пятилеток останется
только одно напоминание - кинобудка на месте царской ложи.
Домик Петра I благодаря своему месту в истории Петербурга должен был
бы быть примером беспрецедентной охраны и заботы. На самом деле, как
выяснили реставраторы, проведя обследование этого памятника во время
кампании, все не так гладко. Во-первых, фикцией оказывается вся система
защиты - футляр, предназначенный создавать для деревянного памятника
специальный микроклимат, скорее согревает сотрудников и экскурсоводов,
система специальной вентиляции не работает, от древесных жучков Домик
защищает медная проволока. Во-вторых, фикцией, с точки зрения производившего
обследование архитектора В. С. Рахманова, оказывается и сам памятник.
Благодаря усилиям партийного начальства, предпринятым во время реставрации
в 1970-х годах, вместо Домика Петра I посетители любуются на приблизительно
"тысяча двести" его разрозненных элементов - так реставратор
оценивает партийное решение насадить всю конструкцию на металлический
каркас. Более того, и сам Петр вполне может выглядеть ненастоящим -
в таком домишке ему пришлось бы ходить на коленях или сгорбившись: из-за
утраты двух венцов дом стал ниже более чем на метр. Одним словом, история
Домика Петра I, начинавшаяся как эпос, превратилась почти в фарс.
Таким предстал перед архитекторами и реставраторами "театр реставрационных
действий": больше потерь и поражений, чем побед. И понятно, что
выиграть эту войну со временем, огнем, и косностью, а также вовремя
предотвратить преднамеренные "убийства" можно только при наличии
продуманной стратегии. Значит, дело за государством.
Ссылки по теме:
Продолжение кампании
в защиту деревянной архитектуры [Надежда Штиль]