17 
          февраля в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме состоялась необычная 
          премьера: фильм Годфри Реджио "Кояанискатси" ("Koyaanisqatsi", 
          Godfry Reggio, 1982) демонстрировался с другой звуковой дорожкой - московский 
          композитор Владимир Мартынов исполнил свое произведение "Танцы 
          Кали-Юги". Музыка американского композитора-минималиста Филиппа 
          Гласса, которая была написана специально для этой документальной ленты, 
          была замещена стилистически близкой музыкой Мартынова, но написанной 
          гораздо позже и независимо от фильма. 
          Эта замена оказалась возможной не только потому, что и визуальная и 
          аудио-составляющие укладывались в одно и то же время - один час двадцать 
          минут. И не только вследствие того, что музыка и Гласса и Мартынова 
          минималистская. Правомерность соединения фильма "Кояанискатси" 
          Годфри Реджио и "Танцев Кали-Юги" московского композитора 
          заключается в том, что эти произведения разрабатывают одну тему: взаимоотношение 
          цивилизации и природы, человека, преобразующего среду и диктующего свои 
          условия, и человека, зависимого от природных и техногенных катастроф.
          Кояанискатси - в переводе с языка хопи (одного из индейских племен) 
          означает "состояние неустойчивости". В фильме, который снимался 
          в течение семи лет, показывается, как уязвим и непрочен современный 
          мегаполис, - ставший жертвой землетрясения, он невосстановим и его многоэтажные 
          дома взрывают, превращая в груды пыльных камней, как нацеленная в небо 
          ракета взрывается в воздухе и сгорая падает на землю. Годфри Реджио 
          противопоставляет руины древних индейских цивилизаций - современному 
          городу небоскребов, он снимает стоянки автомобилей, с той же верхней 
          точки зрения как и заброшенные древние дороги, и то и другое превращая 
          только в орнаменты, конечные во времени и пространстве. По мнению режиссера, 
          все в нашем мире - это копии копий. Оригинальное - это порождение стандартизированного.
          Владимир Мартынов об этом говорит несколько в иных словах, но смысл 
          сохраняется: каждый в наши дни занимается своим делом, и ему кажется, 
          что он преуспел - бизнесмен заключает сделки, любовник любит, художник 
          рисует, ученик учится, музыкант играет. Но на самом деле - все делают 
          одно и то же: танцуют один и тот же танец Кали-Юги, потому что сейчас, 
          когда наступает конец одной эпохи и начало другой, наступила эра Кали-Юги. 
          Время, когда пространство истончается, жизнь сокращается, а количество 
          катастроф и неуправляемых ситуаций возрастает во много раз. Так в индуизме 
          определяется эра Кали-Юги.
          При одновременной трансляции видео-ряда фильма и исполнении "Танцев 
          Кали-Юги" возникло новое целостное произведение, в котором удивительно 
          совпали ритм, темп и момент центральной кульминации.