17
февраля в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме состоялась необычная
премьера: фильм Годфри Реджио "Кояанискатси" ("Koyaanisqatsi",
Godfry Reggio, 1982) демонстрировался с другой звуковой дорожкой - московский
композитор Владимир Мартынов исполнил свое произведение "Танцы
Кали-Юги". Музыка американского композитора-минималиста Филиппа
Гласса, которая была написана специально для этой документальной ленты,
была замещена стилистически близкой музыкой Мартынова, но написанной
гораздо позже и независимо от фильма.
Эта замена оказалась возможной не только потому, что и визуальная и
аудио-составляющие укладывались в одно и то же время - один час двадцать
минут. И не только вследствие того, что музыка и Гласса и Мартынова
минималистская. Правомерность соединения фильма "Кояанискатси"
Годфри Реджио и "Танцев Кали-Юги" московского композитора
заключается в том, что эти произведения разрабатывают одну тему: взаимоотношение
цивилизации и природы, человека, преобразующего среду и диктующего свои
условия, и человека, зависимого от природных и техногенных катастроф.
Кояанискатси - в переводе с языка хопи (одного из индейских племен)
означает "состояние неустойчивости". В фильме, который снимался
в течение семи лет, показывается, как уязвим и непрочен современный
мегаполис, - ставший жертвой землетрясения, он невосстановим и его многоэтажные
дома взрывают, превращая в груды пыльных камней, как нацеленная в небо
ракета взрывается в воздухе и сгорая падает на землю. Годфри Реджио
противопоставляет руины древних индейских цивилизаций - современному
городу небоскребов, он снимает стоянки автомобилей, с той же верхней
точки зрения как и заброшенные древние дороги, и то и другое превращая
только в орнаменты, конечные во времени и пространстве. По мнению режиссера,
все в нашем мире - это копии копий. Оригинальное - это порождение стандартизированного.
Владимир Мартынов об этом говорит несколько в иных словах, но смысл
сохраняется: каждый в наши дни занимается своим делом, и ему кажется,
что он преуспел - бизнесмен заключает сделки, любовник любит, художник
рисует, ученик учится, музыкант играет. Но на самом деле - все делают
одно и то же: танцуют один и тот же танец Кали-Юги, потому что сейчас,
когда наступает конец одной эпохи и начало другой, наступила эра Кали-Юги.
Время, когда пространство истончается, жизнь сокращается, а количество
катастроф и неуправляемых ситуаций возрастает во много раз. Так в индуизме
определяется эра Кали-Юги.
При одновременной трансляции видео-ряда фильма и исполнении "Танцев
Кали-Юги" возникло новое целостное произведение, в котором удивительно
совпали ритм, темп и момент центральной кульминации.