Знойным
летом в Древней Греции на холме недалеко от Дельфийского храма проводились
Пифийские игры. Главными участниками соревнований были музыканты, второстепенными
- атлеты, всадники и колесницы. Победителю доставался лавровый венок,
с побежденного, если он рискнул состязаться с Аполлоном и проиграл,
сдирали кожу.
Две с половиной тысячи лет спустя сами музыканты дерзнули их возродить.
Все, кроме главного замысла - состязания композиторов и исполнителей
- изменилось. Место - не священный холм в солнечной Греции, а филармонический
зал в заснеженной России. Время - не ярким летним днем, а ветреным и
холодным мартовским вечером. Участники: никаких спортсменов, коней и
колесниц - только музыканты. Покровители - не светлый Аполлон, а институт
Про Арте и ансамбль eNsemble, для которого и написаны все произведения.
Награда - вполне современный приз от покровителя, и никаких экзекуций
побежденному, хотя конкурсы прошлогодних игр и номинации настоящего
сезона, так или иначе, связаны с темой войны, раздора, разрушения.
В прошлом году музыканты вели "Войну с поэзией" и старались
победить друг друга в "Гляделки". На первом состязании нынешних
игр "Дада.ру" 7 марта слушатели должны приготовиться стать
судьями произведений Фараджа Караева, Вениамина Левицкого, ТПО "Композитор",
Бориса Филановского, сочиненных на русские заумные и абсурдистские стихи.
Заумь и абсурд никто не осмелится назвать аполлонийскими искусствами,
они существуют по ту сторону света и порядка, и настроены воинственно
по отношению к видимой и упорядоченной гармонии. Заумникам и абсурдистам
- Хлебникову, Крученых, Ахметьеву, Зданевичу - впору шелом Афины, а
не лира любимца муз.
Во втором раунде, 9 марта, "Pas de mythe" (па-де-миф) cостязаться
будут композиторы Анатолий Королев, Михаил Крутик, Олег Пайбердин, Антон
Ровнер, Марина Шмотова, написавшие музыку к воображаемому балету на
мифологический сюжет. Главные персонажи, опять таки, отнюдь не из свиты
Аполлона: "Орфей" (альтовый концерт), "Психея" (флейтовый
концерт), богиня удачи "Тихе" (аккордеонный концерт), "Лернейская
гидра" (виолончельный концерт) и "Мухи Аргоса" (фортепианный
концерт).
Казалось, можно ли сочинить что-нибудь аполлонически светлое о богине
удачи, Лернейской гидре, тем более - о "Мухах"? Однако не
надо поспешных выводов. Это всего лишь темы, толчок для работы воображения.
Представить несуществующее пластическое действие, выбрать сольный инструмент,
"душу главного героя", предстояло самим авторам, для которых,
судя по всему, нет ничего невозможного - ведь именно они, по мнению
организаторов, в недалеком будущем будут определять климат современной
русской музыки.
Ссылки по теме:
Сайт
института Про Арте
"eNsemble"
борются сами с собой [Максим Райскин]