С
23 февраля по 1 марта, под девизом "Нас интересует действительная
жизнь, и кино, которое с ней взаимодействует", в Москве пройдет
фестиваль малобюджетных игровых и документальных фильмов Кинотеатр.doc.
Первый Кинотеатр.doc состоялся в прошлом году, стал весьма заметным
событием и дал старт целому ряду кино-мероприятий в Москве, Санкт-Петербурге
и других городах России, где показывали документальные и короткометражные
фильмы, обсуждали их и искали новых авторов. Фестиваль быстро приобрел
популярность среди зрителей и заработал авторитет в профессиональных
кругах. Прежде всего – своей бескомпромиссностью. Провозглашенная
его организаторами линия на "действительное кино", кино,
которое отражает современные процессы в политике, жизни, войне и мире,
соблюдается ими неукоснительно. Кроме того, Театр.doc – весьма своевременная
затея, так как социальный кинематограф сегодня с большим трудом находит
дорогу к зрителю. Телевидение демонстрирует бесконечное реалити-шоу,
а документальное кино остается невидимым жанром. Доходит до абсурда,
когда передачи, посвященные неигровым фильмам, появляются в некоммерческом
РАДИОэфире чаще, чем на государственных телеканалах, в то время как
интересных и новаторских работ в российской кинодокументалистике появляется
немало.
Из обращения дирекции фестиваля: "Прежде всего, следует сказать,
что при отборе фильмов для показа мы вовсе не собирались искать лучшие
фильмы последних двух лет, и даже вообще оценивать совершенство картин.
Вполне может быть, что мы предпочли менее "художественное"
произведение более профессиональному и мастерскому просто потому,
что оно лучше соответствует нашему формату.
Тут следует объясниться. По нашему мнению, сейчас в отечественном
кинематографе хуже всего обстоит дело с экспериментальным, исследовательским
искусством, тем, которое нащупывает новые смыслы и пробует понять
современный меняющийся мир. Культуре необходим некий пред-авангард,
что-то вроде отрядов разведчиков, идущих впереди регулярного войска,
и нащупывающих новые дороги, по которым потом будут следовать полки
сначала авторского, а затем и коммерческого искусства. Эти легко оснащенные
мобильные отряды не имеют точных сведений о том, куда двигаться, ориентируются
на местности полувслепую, наощупь, наудачу. Добытые ими сведения еще
нуждаются в анализе, в корректировке, они могут быть и забракованы,
или просто не пригодиться. Но их деятельность необходима, без нее
искусство обречено топтаться на месте, превращаясь в бессмысленное
развлечение, бездумную игрушку.
Однако далеко не все стороны возможного развития искусства для нас
интересны. Когда в прошлом году у руководителей "Театра. Док"
Елены Греминой и Михаила Угарова возникла идея проводить еще и кинофестиваль,
все участники согласились между собой, что идея документального театра,
основой для которого служат реальные события и люди, должна стать
ведущей и для нового фестиваля.
Поэтому фильмы, которые нас интересуют, игровые или документальные,
в первую очередь должны иметь близкую связь с современной реальностью,
а не быть результатом воображения и фантазий их авторов…
Мы отбирали фильмы, в которых чувствовали движение современной жизни…
В пору, когда весь мир становится супермаркетом, мы хотим отстоять
идею сельской лавки, где также возможно сочетание молотка, мочалки
и молока, но где ассортимент определяется потребностями покупателей,
а не навязывается им тотальным манипулированием. Проект Кинотеатр.doc.
может состояться только как общее дело тех, кто снимает и тех, кто
смотрит".
Фестиваль откроется 23 февраля, в 13:00 в Театре.doc, где и пройдет
большая часть программы. Другой его площадкой станет Центр им. Мейерхольда.
Фильмы основной программы объединены в тематические секции: Подростки,
Реформаторы, Близкие, Удивительные люди, Зона риска, Триллер, Работа.
Кроме того, на кино-доке, покажут программы грузинских фильмов, международных
фильмов, французского документального кино, проведут семинар "Как
я снял первый фильм".