На
прошедшем в начале этого года 35-ом Международном Роттердамском Кинофестивале
легендарному клубу "Сине Фантом", была посвящена специальная
программа CINE FANTOM Day, в рамках которой прошел ряд ретроспектив
и состоялось несколько премьер. Новые фильмы синефантомовцев теперь
покажут в Москве.
22 февраля в Клубе состоится премьера третьей главы культового "Видеоромана"
Бориса Юхананова. Вслед за встречей с "Сумасшедшим принцем Фассбиндером"
и "Сумасшедшим принцем Японцем" нас ждет встреча с "Сумасшедшим
принцем Эсфирь".
Снятый на первые в России VHS-ные камеры, этот фильм сегодня неожиданно
и неизбежно оказывается актуальным. Да и как иначе могло статься с
историей путешествия двух чеченцев в Псков, зафиксированной на магнитную
пленку в далекие 80-е? Перипетии их путешествия с фатальностью мифологемы
перетекают в эпизод другой истории – библейской, и заглавной героиней
фильма естественно становится Эсфирь.
"Это ткань, в которой рождается нового типа энергия – может быть,
та, которую искал Триер в своих экспериментах с видео (и не нашел).
Сочетание сверхкрупных деталей лиц и общих планов пейзажей, радикальное
обращение с камерой, соединение нарочито постановочных – практически
перформансов – сцен и сцен, кажущихся документальными, подсмотренными
– можно продолжать перечисление особенностей языка и стиля – все это
создает никогда мной не виденный тип рассказа – рассказа о сумасшедшем
поколении" - отмечает уже сейчас, спустя 20 лет другой чеченец.
Еще один факт обращает на себя внимание – Эсфирь в свое время стала
одной из первых героинь русского светского театра и таким образом
фильм можно считать скрытой ссылкой на театральный опыт Юхананова,
основавшего в свое время первую независимую театральную школу.
"Видеороман 1000 кассет. Сумасшедший принц" снимался-писался
Б.Ю. с 1986 по 1989 год. Отдельные "главы" дописывались-доснимались
в 90-е. Принцип работы над каждой "главой" подразумевал
съемки матрицы (одноразовый акт) и веер монтажных вариаций к ней,
то есть многократное и разнообразное монтажное обращение с материалом
матрицы. В 80-90-е годы были созданы двадцать так называемых "матриц-глав".
В 2000-м году Б.Ю. приступил к работе по изданию полной версии видеоромана,
что подразумевает уточнение общей структуры, последовательности глав
и монтажа вариаций, сделанных на их основе. Эту работу он предполагает
завершить в 2007 году.
"Новыми русскими дадаистами" окрестила европейская пресса,
в частности, телеканал Arte, Павла Лабазова и Андрея Сильвестрова
– авторов фильма "Волга-Волга", мировая премьера которого
так же состоялась в Роттердаме. Его можно будет увидеть 8 марта в
клубе Сине Фантом и 10 марта в Культурном Центре ДОМ. Эта картина
является не только римейком знаменитого "тоталитарного мюзикла"
Григория Александрова, но и продолжением арт-проекта Владислава Мамышева-Монро.
Впрочем, сами режиссеры говорят о том, что римейком в традиционном
смысле "Волга-Волга" не назовешь, это скорее внутренняя
провокация, деконструктивное переосмысление известного фильма, оставляющее
неизменной форму и травестирующее его содержание.
Главную роль в новой "Волге-Волге" сыграл сам Монро, художественный
метод которого позволяет ему примерять на себя маски известных персонажей
массовой культуры – от Достоевского до Мэрилин Монро. Любовь Орлова
– одна из самых излюбленных его личин, и теперь образ советской кино-дивы
воплощен художником не только в бесконечной серии фотографий, но и
на большом экране, "переплавлен" в целый ряд персонажей
– Любовь Орлову, "советскую Марлен Дитрих", Монро и сельскую
девушку Стрелку. Ее (их) голова (говорящая и поющая) лихо внедрилась
в сюжет фильма, в его черно-белые пролетарские ценности, в его псевдоклассический
картонный стиль. Вокруг этой головы, как картина на гвозде, вертятся
смыслы и контексты, ломается старая логика, организуя новый шутовской
ракурс с проекцией на путинскую Россию. Белые колоннады шлюзов канала
Москва-Волга, пароход "Иосиф Сталин" и даже статуя В.Ленина
обретают скепсис декораций, а гордые советские люди, отчаянно плывущие
в далекую и желанную столицу на всесоюзный конкурс самодеятельности,
становятся похожими на толпу революционеров-оборванцев, у которых
может быть и нет цели, но есть песня.
Музыка к "Волге-Волге" создана Эдуардом Сивковым. В озвучивании
кинокартины участвовали солисты ансамбля Дмитрия Покровского – Сергей
Жирков и Елена Сергеева.