В начале апреля в Россию приедет американская художница иранского происхождения
Ширин Нешат (Shirin Neshat), которая является сегодня одним из наиболее
популярных и оригинальных авторов, работающих в кино и видео-арте. Ширин
Нешат посетит Москву 2 и 3 апреля. В Петербурге 5 апреля она прочтет
лекцию в Эрмитажном театре и 6 апреля проведет мастер-класс в Институте
ПРО АРТЕ. Будут демонстрироваться ее фильмы и состояться дискуссии.
13 и 14 апреля фильмы Ширин Нешат смогут увидеть посетители выездной
выставки Государственного Эрмитажа "Памятники исламского искусства"
в Казани (Татарстан).
Ширин Нешат изучала историю искусств в Калифорнийском Университете в
Беркли. Проблематика ее искусства - положение женщины в традиционном
мусульманском обществе, феминизм и Ислам, - во многом спровоцированы
возвращением в Иран в 1990 году, где произошли кардинальные изменения.
Потрясенная увиденным, Нешат назвала свою поездку "пугающей"
и отнесла к событиям "наиболее шокировавших" ее в жизни. В
1993-1997 годах она создает несколько фотографических серий, в том числе
сериях "Unveiling" ("Разоблачение") и "Women
Of Allah" ("Женщины Аллаха"). В 1996 году Ширин Нешат
начинает экспериментировать в области кино. Трилогия видео-инсталляций
в форме двойных видео-проекций развивает темы ее ранних фотографических
работ. Три фильма "Turbulent" ("Беспокойный", 1998),
"Rapture" ("Восторг", 1999) и "Fervor"
("Страсть", 2000) сфокусированы на противопоставлении мужской
и женской роли в исламском обществе. Подчеркивая разделение мира на
"мужское" и "женское", Нешат проецирует свои фильмы
на противоположные стены, помещая зрителя в центр художественного пространства,
заставляя его играть активную роль. "Turbulent" принесла автору
Первую Международную Премию на Венецианской Биеннале и международную
известность.
В 2001 году Ширин Нешат совместно с известным композитором-минималистом
Филиппом Глассом представила проект - фильм "Passage" ("Шествие"),
премьера которого состоялась в нью-йоркском Линкольн Центре. Кроме того,
в том же году ею были созданы фильмы "Possessed" ("Одержимая")
и "Pulse" ("Биение"). Немаловажную смысловую нагрузку
в этих видеоработах несет музыкальное сопровождение. Саундтреки к ним,
как и к нескольким более ранним фильмам, написала Сьюзан Дейхим.