В
галерее "НОМИ" открылась выставка классика литовской фотографии
Антанаса Суткуса. Сам фотограф не приехал, сославшись на болезнь. Впрочем,
на выставку, приуроченную ко дню восстановления Литвы, пришло много
других посетителей, причем не только "классических". В разгар
речи Веры Бибиновой, главного редактора журнала "НОМИ", в
воздух были выброшены листовки вместе с криками "Калининград -
русский город!". Девушка, которая, как могло показаться, потянулась
фотографировать выступавших, облила их субстанцией, напоминающей кетчуп.
Молодых людей попросили уйти, после чего представители литовского консульства
согласились с происхождением Калининграда, а Вера Бибинова расценила
произошедшее как несанкционированный перформанс. Речи снова полились
рекой, как если бы ничего не произошло. Правда, возможно, все это повлияет
на активность Литвы по отношению к неизбежному 300-летию: консульство
планирует организовать череду культурных событий.
Между тем, на стенах висели работы, которые имели бы мало отношения
к происходящему, несмотря на их условную социальность (пионеры, митинги,
занятия в классе), если бы не взгляд фотографа и взгляд фотографируемого,
абсолютно герметичные по отношению к событиям как таковым. Вот, например
- коммунистическая демонстрация: на фоне велеречивых плакатов непонимающие
глаза и сжатые губы, совершенно замкнутые относительно окружающего пафоса.
Свидетельства самосохранения человека от среды продолжены в оторопевшем
пионере, внимательных ошалелых детей, разговаривающих с учительницей,
руке нимфетки, предварительно прикрывающую свою будущую грудь "В
школе искусств". Ну, и собственно, в согбенном Жане-Поле Сартре,
стремительно идущем по пустынной снежной равнине, той, что традиционно
вызывает "тошноту" по-сартровски, тяжелей всего преодолевается,
но, как ни парадоксально, наиболее человечна.