19
марта в Лондоне в Лейтон Хаус музее (Leighton House Museum) открылась
выставка "Черно-белый Петербург" - одно из центральных событий
выставочной программы, приуроченной к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга
в Лондоне. В экспозиции - произведения из коллекций музея истории Санкт-Петербурга,
Фонда русского современного искусства (Лондон), частных собраний Москвы
и Петербурга, запечатлевших петербургский пейзаж на протяжении трех
столетий в техниках черно-белой печати от гравюры Петровского времени
до современной фотографии. Выставка демонстрировалась в Петербурге в
сентябре - октябре 2002 года в выставочных залах музея истории Санкт-Петербурга
(Невская куртина Петропавловской крепости).
Утверждение в России ландшафтной гравюры в начале XVIII в., точно так
же как и появление видовой фотографии в 1839 г., было связано именно
с образом Петербурга. С первых лет своего существования, с начала XVIII
столетия, Петербург превратился в центр развития русской гравюры, а
к концу XX века стал негласной фотографической столицей.
Гравюру и фотографию объединяет не только сдержанная и изысканная черно-белая
гамма, но и использование для получения изображения оптического прибора-посредника
- камеры-обскуры или объектива. Опосредованное изображение требует в
создании образа некоторой паузы и таким образом дает возможность дополнительного
осмысления, отбора. Искусство печати предполагает отказ от непосредственного
впечатления в пользу выверенного и точного изображения. Кроме того,
и гравюра, и фотография предназначены для массового распространения,
а следовательно, для целей репрезентации.
Именно в печатных тиражных техниках эволюция петербургского пейзажа
проявила себя нагляднее всего. В гравюрах и фотографиях нашли отражение
все самые значительные памятники и архитектурные ансамбли города. Они
запечатлели подробную топографию Петербурга, расширение границ города,
последовательную смену архитектурных стилей и градостроительных принципов,
а также зафиксировали изменение восприятия города - от мечты о земном
"парадизе" в Петровское время до ностальгии по старому Петербургу
на исходе XX столетия. Тщательно отобранные изображения позволяют к
тому же представить все многообразие излюбленных художниками городских
мотивов и техник печати (офорт, акватинта, монотипия, ксилография, линогравюра,
гравюра резцом, различные способы фотопечати), и дают возможность сопоставить
подход граверов и фотографов к такому традиционному жанру как городской
пейзаж.
Текст любезно предоставлен Государственным музеем истории Санкт-Петербурга