Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

20.03.2003
Выставки

Черно-белый Петербург
[Юлия Демиденко, Александр Китаев]

Александр Китаев - Черно-белый Петербург19 марта в Лондоне в Лейтон Хаус музее (Leighton House Museum) открылась выставка "Черно-белый Петербург" - одно из центральных событий выставочной программы, приуроченной к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга в Лондоне. В экспозиции - произведения из коллекций музея истории Санкт-Петербурга, Фонда русского современного искусства (Лондон), частных собраний Москвы и Петербурга, запечатлевших петербургский пейзаж на протяжении трех столетий в техниках черно-белой печати от гравюры Петровского времени до современной фотографии. Выставка демонстрировалась в Петербурге в сентябре - октябре 2002 года в выставочных залах музея истории Санкт-Петербурга (Невская куртина Петропавловской крепости).
Утверждение в России ландшафтной гравюры в начале XVIII в., точно так же как и появление видовой фотографии в 1839 г., было связано именно с образом Петербурга. С первых лет своего существования, с начала XVIII столетия, Петербург превратился в центр развития русской гравюры, а к концу XX века стал негласной фотографической столицей.
Гравюру и фотографию объединяет не только сдержанная и изысканная черно-белая гамма, но и использование для получения изображения оптического прибора-посредника - камеры-обскуры или объектива. Опосредованное изображение требует в создании образа некоторой паузы и таким образом дает возможность дополнительного осмысления, отбора. Искусство печати предполагает отказ от непосредственного впечатления в пользу выверенного и точного изображения. Кроме того, и гравюра, и фотография предназначены для массового распространения, а следовательно, для целей репрезентации.
Именно в печатных тиражных техниках эволюция петербургского пейзажа проявила себя нагляднее всего. В гравюрах и фотографиях нашли отражение все самые значительные памятники и архитектурные ансамбли города. Они запечатлели подробную топографию Петербурга, расширение границ города, последовательную смену архитектурных стилей и градостроительных принципов, а также зафиксировали изменение восприятия города - от мечты о земном "парадизе" в Петровское время до ностальгии по старому Петербургу на исходе XX столетия. Тщательно отобранные изображения позволяют к тому же представить все многообразие излюбленных художниками городских мотивов и техник печати (офорт, акватинта, монотипия, ксилография, линогравюра, гравюра резцом, различные способы фотопечати), и дают возможность сопоставить подход граверов и фотографов к такому традиционному жанру как городской пейзаж.

Текст любезно предоставлен Государственным музеем истории Санкт-Петербурга



ARTERIA.RU - новостной проект агенства культурной информации "Артерия" (с) 2024
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100