Мы
мало задумываемся о форме чашки, в которую привычно наливаем каждое
утро чай или кофе. Скользнув взглядом по орнаменту на керамической посуде,
мы и не вспоминаем о символическом значении рисунка, о зашифрованном
знании. Мы воспринимаем посуду функционально: современный дизайн делает
ее все более удобной, декор - приятной для глаз. И только.
Непосредственная связь между формой посуды, ее видом, цветом, фактурой
и религиозными, философскими представлениями еще существует в Японии.
Чайная церемония в этой стране - один из возможных путей для постижения
Сущего посредством медитации. Это "чайный путь". Все его этапы
строго расписаны: каким должно быть помещение, какой рисунок может украшать
ширму, какой цветок - вазу. Особое
требование предъявляет мастер чайной церемонии к посуде, которая должна
сочетать невзыскательную простоту (ваби) с утонченной красотой (юген).
Есть чайная керамика для глаз - горшок для воды (мицусаси), баночка
с крышкой для чая (чаире), чайник. И есть самое важное - чаша (чаван),
которую участник чайной церемонии берет в руки. Она может быть похожей
на пиалу (ван-нари), цилиндрической (тсутсу-нари) или даже в форме блюдца
(Хира-Чаван). Есть чаши, покрытые темной глазурью, есть - украшенные
спиралью или рисунком.
Посуду, которую используют для проведения чайной церемонии в современной
Японии, можно увидеть на выставке традиционной японской керамики в Российском
Этнографическом музее. В рамках "Фестиваля японской культуры в
России - 2003" будут представлены произведения более 50-ти японских
мастеров. Это работы и знаменитых Каваи Кандзиро и Хакамада Седзи, открывших
для мира японскую керамику, и предметы, выполненные современными мастерами.