 Четвертая 
          "Манифеста", которая пройдет во Франкфурте-на-Майне с 24 мая 
          по 25 августа этого года, стала открыта для всех. Произошло это благодаря 
          нью-йоркской художнице Сэл Рэндолф (Sal Randolph). Благодаря ее проекту 
          "Свободная Манифеста" художники, не попавшие в число приглашенных, 
          смогут принять участие в одной из крупнейших выставок современного искусства 
          своими эфемерическими инсталляциями, партизанскими перформансами, интеракциями, 
          разоблачениями, хэппенингами, мэйл-артом, загружаемой музыкой, web-работами, 
          а также созданием разного рода ситуаций. Рэндолф, в свою очередь, обещает, 
          что все работы будут помещены в публичные пространства Франкфуртской 
          выставки, куда она включает и коммуникационные медиа вроде Интернет, 
          радио, телефона и электронную (а может быть и не только) почту. Заявки 
          принимаются до 30 июня на сайте "Свободной 
          Манифесты", так что желающие могут еще успеть.
Четвертая 
          "Манифеста", которая пройдет во Франкфурте-на-Майне с 24 мая 
          по 25 августа этого года, стала открыта для всех. Произошло это благодаря 
          нью-йоркской художнице Сэл Рэндолф (Sal Randolph). Благодаря ее проекту 
          "Свободная Манифеста" художники, не попавшие в число приглашенных, 
          смогут принять участие в одной из крупнейших выставок современного искусства 
          своими эфемерическими инсталляциями, партизанскими перформансами, интеракциями, 
          разоблачениями, хэппенингами, мэйл-артом, загружаемой музыкой, web-работами, 
          а также созданием разного рода ситуаций. Рэндолф, в свою очередь, обещает, 
          что все работы будут помещены в публичные пространства Франкфуртской 
          выставки, куда она включает и коммуникационные медиа вроде Интернет, 
          радио, телефона и электронную (а может быть и не только) почту. Заявки 
          принимаются до 30 июня на сайте "Свободной 
          Манифесты", так что желающие могут еще успеть.
          Приглашение на "Манифесту" и права на участие в ней Рэндолф 
          приобрела у другого художника Кристофа Бушеля (Christoph Buchel), который 
          выставил их на продажу на аукционе e-bay. Для Бушеля продажа приглашения 
          на аукционе была своего рода концептуальной акцией под названием "Пригласи 
          себя". Рэндолф выиграла аукцион, заплатив за лот #852808885 максимальную 
          сумму - $15 тыс. Как победитель аукциона Рэндолф получила все права, 
          предоставляемые участникам биеннале. А именно - на финансирование проекта, 
          предварительное посещение Франкфурта, выставку собственных работ и репрезентацию 
          в каталоге биеннале и путеводителе по выставке.
          Продолжая дело Бушеля, Рэндолф решила реализовать на "Манифесте" 
          свой проект "Free Manifesta" -открытую выставку нон-монетарного 
          искусства, тоже своего рода "приглашение самого себя". Но, 
          в отличие от Бушеля, продажа своего участия для Рэндолф была бы, скорее 
          всего, невозможна - американская художница видит свой проект как особый 
          род социальной архитектуры, альтернативной экономики, основанной не 
          на продаже, но на даре. Суть "Свободной Манифесты" заключается 
          в делегировании этого права другим художникам, а результатом данного 
          социально-художественного эксперимента должно стать создание коммуникационной 
          сети, альтернативной по отношению к традиционным художественным формам, 
          существующим в коммерческом и институциональном контекстах.
          В известном смысле "Free Manifesta" является логическим развитием 
          других проектов Рэндолф - "Свободное биеннале" ("Free 
          biennial") и "Свободные слова" ("Free words"), 
          которые она осуществляла в Америке. "Free 
          biennial" и "Free 
          words" представляют собой долгоиграющие проекты, место действия 
          которых проще обозначить как "повсюду". Первый - подразумевает 
          самые различные художественные выставки и действия в самых различных 
          местах. Второй - появление на прилавках книжных магазинов, в библиотеках 
          и прочих библиофильских местах неучтенных экземпляров книги "Free 
          words", изданной Рэндолф в количестве 2000 экземпляров.
          Как считают эксперты, 
          "Свободная Манифеста" манифестирует конец эпохи биеннале. 
          Однако, существует и другое мнение. Нетрудно предположить, что проект 
          "Free words" был замечен лишь теми, кто нашел книгу, изданную 
          Рэндолф. Соответственно, и "Free Manifesta" получит право 
          на существование только в том случае, если зрители, лишенные институциональных 
          рамок, смогут опознать в некоем объекте или действии искусство, а не 
          неожиданные помехи в телефоне, вирус, присланный по e-mail или просто 
          еще одну из вещей мира. Про участников проекта, естественно, говорить 
          не приходится - для них "Free 
          Manifesta" несомненно существует. Но, даже будучи ее участником, 
          опознать произведение своего коллеги, и для них, думается, будет затруднительно.
        Ссылки по теме:
          Сайт Манифесты-4
          Свободная Манифеста
          Свободное Биеннале
          Свободные Слова
          Свободные эксперты