Четвертая
"Манифеста", которая пройдет во Франкфурте-на-Майне с 24 мая
по 25 августа этого года, стала открыта для всех. Произошло это благодаря
нью-йоркской художнице Сэл Рэндолф (Sal Randolph). Благодаря ее проекту
"Свободная Манифеста" художники, не попавшие в число приглашенных,
смогут принять участие в одной из крупнейших выставок современного искусства
своими эфемерическими инсталляциями, партизанскими перформансами, интеракциями,
разоблачениями, хэппенингами, мэйл-артом, загружаемой музыкой, web-работами,
а также созданием разного рода ситуаций. Рэндолф, в свою очередь, обещает,
что все работы будут помещены в публичные пространства Франкфуртской
выставки, куда она включает и коммуникационные медиа вроде Интернет,
радио, телефона и электронную (а может быть и не только) почту. Заявки
принимаются до 30 июня на сайте "Свободной
Манифесты", так что желающие могут еще успеть.
Приглашение на "Манифесту" и права на участие в ней Рэндолф
приобрела у другого художника Кристофа Бушеля (Christoph Buchel), который
выставил их на продажу на аукционе e-bay. Для Бушеля продажа приглашения
на аукционе была своего рода концептуальной акцией под названием "Пригласи
себя". Рэндолф выиграла аукцион, заплатив за лот #852808885 максимальную
сумму - $15 тыс. Как победитель аукциона Рэндолф получила все права,
предоставляемые участникам биеннале. А именно - на финансирование проекта,
предварительное посещение Франкфурта, выставку собственных работ и репрезентацию
в каталоге биеннале и путеводителе по выставке.
Продолжая дело Бушеля, Рэндолф решила реализовать на "Манифесте"
свой проект "Free Manifesta" -открытую выставку нон-монетарного
искусства, тоже своего рода "приглашение самого себя". Но,
в отличие от Бушеля, продажа своего участия для Рэндолф была бы, скорее
всего, невозможна - американская художница видит свой проект как особый
род социальной архитектуры, альтернативной экономики, основанной не
на продаже, но на даре. Суть "Свободной Манифесты" заключается
в делегировании этого права другим художникам, а результатом данного
социально-художественного эксперимента должно стать создание коммуникационной
сети, альтернативной по отношению к традиционным художественным формам,
существующим в коммерческом и институциональном контекстах.
В известном смысле "Free Manifesta" является логическим развитием
других проектов Рэндолф - "Свободное биеннале" ("Free
biennial") и "Свободные слова" ("Free words"),
которые она осуществляла в Америке. "Free
biennial" и "Free
words" представляют собой долгоиграющие проекты, место действия
которых проще обозначить как "повсюду". Первый - подразумевает
самые различные художественные выставки и действия в самых различных
местах. Второй - появление на прилавках книжных магазинов, в библиотеках
и прочих библиофильских местах неучтенных экземпляров книги "Free
words", изданной Рэндолф в количестве 2000 экземпляров.
Как считают эксперты,
"Свободная Манифеста" манифестирует конец эпохи биеннале.
Однако, существует и другое мнение. Нетрудно предположить, что проект
"Free words" был замечен лишь теми, кто нашел книгу, изданную
Рэндолф. Соответственно, и "Free Manifesta" получит право
на существование только в том случае, если зрители, лишенные институциональных
рамок, смогут опознать в некоем объекте или действии искусство, а не
неожиданные помехи в телефоне, вирус, присланный по e-mail или просто
еще одну из вещей мира. Про участников проекта, естественно, говорить
не приходится - для них "Free
Manifesta" несомненно существует. Но, даже будучи ее участником,
опознать произведение своего коллеги, и для них, думается, будет затруднительно.
Ссылки по теме:
Сайт Манифесты-4
Свободная Манифеста
Свободное Биеннале
Свободные Слова
Свободные эксперты