"Что
есть реализм в искусстве и почему его нет", - таково мотто выставки
"Click, double click", открывшейся в Мюнхенском Haus der
Kunst. Томас Руфф, Андреас Гурски, Джефф Уолл, Вольфганг Тильманс
и другие звезды мировой фотосцены каждый по-своему, интерпретируют,
что есть документальность в современном искусстве. Впрочем, установить
это в эпоху, когда аналоговое (клик затвора фотоаппарата) стремится
к цифровому совершенству, а дигитальное (двойной клик компьютерной
мышки) имитирует аналоговое, не так уж и просто. Даже за самым невинным
ландшафтным снимком скрывается сегодня все, что угодно.
Ландшафт,
о котором идет речь, принадлежит Дэвиду Клербуту, который в списке
из 24 звездных или приближающихся к тому имен смотрится белой вороной
– он известен как видеохудожник, а не как фотограф. На его снимке,
озаглавленном "4 августа 2003 года. 16 часов 26 минут. Джереми,
Клэр и Мартина Дэви совершают прогулку через долину Дешодефур в Оверни,
Франция", действительно можно увидеть прекрасную горную долину,
но никаких вышеназванных Джереми, Клэр или Мартины. Цель художника
заключается в том, чтобы напомнить зрителю о временах, когда появление
на фотографии движущихся объектов исключалось – слишком велико было
время засвечивания эмульсии. Исключение субъекта или объекта, которое
бывшее в XIX веке технической стороной фотографического процесса,
в веке XXI стало художественной стратегией.
Так,
Томас Штрут фотографирует туристов у картины Микеланджело, с восхищением
созерцающих шедевр Возрождения, который сам на снимке отсутствует;
а Томас Руфф в своей новой серии "JPEGs", преследуя ту же
цель, уничтожает зрителя. Фотографии, предназначенные для Интернет,
распечатаны на листах размером два на два с половиной метра, пиксель
в них приобретает величину человеческой ладони, а увидеть, что же
на них изображено, можно только с расстояния около десяти метров.
Если "документальность" Руффа и Штрута заключается в том,
чтобы дать увидеть, запретив это, то в абстракциях Андреаса Гурски
и Вольфганга Тильманса реализм – это ничто иное, как отказ от "хороших
правил" игры в этот реализм. Фото
Гурски напоминает работу конструктивистов, свято веривших в то, что
никакой реальности, кроме той, которую они сконструировали, не существует.
Тильманс, прославившийся как портретист своего поколения, на этот
раз от фигуративности отказался, выставив так называемые "слепые
фото": то, что на них изображено (или – что то же самое не изображено)
является результатом прямой засветки фотобумаги.
Как ни странно, постановка и режиссура являются в данном случае ничем
иным как сообщниками этой документальности. Намеренно инсценированные
фотографии Тины Барни, Ханса Ван дер Меера, Тарина Саймона или Джеффа
Уолла смотрятся как настоящие исторические документы, повествующие
о жертвах цунами в Индонезии, о жизни крестьянской семьи в Баварии,
о буднях любительского футбольного клуба в голландской глубинке или
о мало кому известных археологических раскопках в Гренландии.
Немногие
репортажные снимки, представленные на выставке, принадлежат Люку Делахайе,
долгое время работавшему фотокорреспондентом агентства "Магнум",
в том числе в горячих точках. Впрочем, место репортерской субъективности
в них занимает точный и трезвый язык документальной фотографии, не
знающей ничего личного и случайного.
Парадоксальным образом, именно эта "подлинная" документальность
действует как нельзя более фантазматически, обнаруживая, тем самым,
присущий реальности недостаток ее же самой.
Опубликовано в журнале "Арт
Хроника"