Среди
великого множества строений, используемых в общественных целях, строительство
музеев уже почти полстолетия принадлежит к одной из самых престижных
и ответственных архитектурных задач. Ожидания, которые на них возлагают
сегодня, сравнимы разве что с требованиями, предъявляемыми в предыдущие
столетия к строительству церквей. Неудивительно, ведь музеи в глобализированном
мире, по сути, и являются такими местами паломничества, символами
современности, обращенными в будущее. Посмотреть на эти храмы нового
можно на выставке "Музеи в XXI веке: идеи, проекты, здания",
открытой в "К 20" Собрании искусства земли Северный Рейн
– Вестфалия в Дюссельдорфе. Архитектурные планы, модели, эскизы и
компьютерные симуляции самых инновативных и аттрактивных музейных
проектов последних лет вселяют трепет и благоговение.
Всего на выставке представлено 26 проектов как уже осуществленных,
так и находящихся в реализации или существующих пока только на бумаге,
в макете и на экране компьютера. Среди архитекторов только звезды
суперзвезды. Не хватает только двух имен - Рема Коолхаса и архитектурного
бюро Герцог&Мерон. Что тому виной, тщеславие архитекторов или
"произвол" кураторов, остается только гадать, но их отсутствие
уже вызвало в немецкой прессе волну критики. Впрочем, и того, что
есть, достаточно, чтобы составить представление о стратегиях музеестроения
и спектре архитектурных решений.
Палитра
их более чем разнообразна. От мимикрирующих под окружающий ландшафт
волнообразных зданий Ренцо Пиано, создавшего Центр Пауль Клее в Берне
до Музея современного искусства в Граце Колина Фурнье, смотрящегося
среди построек старого европейского города как внезапно приземлившийся
корабль инопланетян; от аттрактивной Corcoran Gallery в Вашингтоне
Фрэнка Гери до минималистичного здания музея в Брегенце Петера Цумтхора.
Фантазия и технологические решения зашкаливают: архитекторам на деле
удалось доказать, что в стали, пластике, стекле и анодированном алюминии
можно воплотить какую угодно архитектурную идею. Остается только один
вопрос: какой должна быть эта идея, достойная этого воплощения? Музей
– это ведь не частный дом и не причуда художника одиночки, но публичная
постройка, символ места и общественный договор в самом прямом смысле
этого слова.
Оригинальность или функция?
Этот вопрос выражает, по сути, главный аргумент противников гиперрадикальных
решений в современной архитектуре. Или, как это сформулировал еще
в 1984 году Маркус Люпертц: "Величие архитектуры заключается
в такой подаче себя, чтобы искусство было в ней возможно. Чтобы искусство
не оказалось изгнанным из-за претензий архитектуры самой стать искусством
или, что еще хуже, не было бы использовано архитектурой как декорация".
Проще говоря, с начала 90-х годов в архитектуре храмов искусства можно
различить два полярных направления. С одной стороны – это экспрессивные
деконструктивистские проекты, вроде тех которыми прославились Фрэнк
Гери, Заха Хадид и Даниэл Либескинд. Музей в них является главным
произведением искусства, а его аттрактивность, призванная привлечь
зрителя, сама по себе является высшей ценностью. Что, в общем то,
и оправдано, если музею уготована судьба быть катализатором экономического
подъема города или даже целого региона, как, например, в Бильбао.
К другому полюсу относится, к примеру, вышеупомянутый музей в Брегенце
или Pinakothek der Moderne, построенная в Мюнхене Стефаном Браунфелсом.
Оригинальность и индивидуальность в них принесены в жертву минимализму
и сдержанности: архитектура подчинена своей функции – служить вместилищем
искусства.
Музей без экспонатов
Разумеется,
функциональность само по себе архитектурой еще не является, и окончательное
решение относительно того, кто функциональнее Гери или Браунфелс,
выносит в любом случае зритель. Кроме того, помимо функциональности
существует еще ряд требований, без которых сегодня не обходится ни
один музейный проект. Здесь и так называемая "прозрачность",
призванная свести на нет разницу между внешним миром и пространством
музея, как это наглядно продемонстрировано в проекте медиацентра Eyebeam
в Нью-Йорке. Или логично вытекающее из прозрачности стремление к эстетизации
консума, превращающее посещение традиционно замкнутой на себе институции
в культурное приключение, со всеми вытекающими из последнего радостями:
как то, шопинг в музейных магазинчиках или посещение оснащенного по
последней дизайнерской моде ресторана.
Прагматика потребления – дань времени, важная, но отнюдь не главная
часть идеологии музейного строительства. Архитектура – это язык, и
прагматика уживается в нем с утопичной устремленностью в будущее,
а функциональность была бы невозможна без стремления к символизму.
Свидетельством
тому проект Музея Мерседес в Штутгарте Амстердамского бюро UN Studio,
спроектированный в форме ленты Мёбиуса, которую можно разглядеть с
высоты птичьего полета. Или проект Музея эллинской истории в Афинах
архитектурной группы "Анаморфозис", относящийся к новому
типу "музея без экспонатов". Само строение, представляющее
своеобразное психоаналитическое пространство (вроде того, что удалось
создать Либескинду в Еврейском Музее в Берлине), перенимает их роль.
Античность, Византийская эпоха и Новое время передаются зрителю не
как разрозненное собрание артефактов, но как пространственный опыт,
в котором каждая из эпох связана с определенным качеством света и
используемыми материалами. Проект Анаморфозиса подобен пустой риторической
формуле, живущей только в момент ее наполнения конкретным содержанием
(в данном случае переживаниями зрителей).
Это движение в сторону музея без экспонатов напоминает логику современного
искусства ХХ века: от объектного искусства и минимализма, к инсталляции
и новым медиа. В этом смысле медитативное пространство "пустого
музея", еще раз подчеркивает, что в виртуальную эпоху никакая
археология, никакие канонизированные объекты искусства не сообщат
зрителю больше, чем он сам может в себе открыть.
Опубликовано в журнале "Арт
Хроника"