Несколько лет назад Музей истории религии покинул свое первое здание
- Казанский собор - и переехал на Почтамтскую. Тогда же он расстался
с навязанным в 1954 году атеизмом и получил возможность заняться объективным
изучением истории религии различных народов. Чтобы убедиться в этом,
достаточно посетить новую экспозицию музея - залы, посвященные шаманским
культам, религиям Античного мира, Древнего Египта и Израиля, синкретическим
верованиям Причерноморья, раннему Христианству и православию. В середине
ноября открылся еще один отдел постоянной экспозиции - "Католицизм".
Четыре зала, посвященные истории католической церкви, с первого взгляда
напоминают художественную галерею. Здесь выставлены произведения художников
Италии, Франции, Германии и Нидерландов, наиболее ранние относятся к
14-ому веку, наиболее поздние - к 19-тому. Посетитель, требующий от
музея непременных раритетов, будет удовлетворен: благодаря переезду
были обнаружены картины авторов Итальянского и Северного Возрождения,
причем есть и такие, имена которых не представлены в Эрмитаже. В запасниках
музея хранились многие холсты, подписанные однотипно: "Неизвестный
художник, 19 век". Благодаря работе историков искусства и реставраторов
этот приговор для многих "единиц хранения" был отменен - так
было обнаружено "Святое собеседование" Джованни Беллини (15
век), "Голгофа" мастера Северного Возрождения голландца Питера
Поурбуса (16 век), "Святая родня" голландца Винсента Селлара
(16 век) и многое другое. Последняя из перечисленных картин изображает
сюжет одного из распространенных средневековых апокрифов, который был
запрещен в 1584 году (благодаря этому и была датирована картина - после
запрета художник попросту не имел права изображать подобные сюжеты).
В соответствие с этой неканонической историей все апостолы были кровными
родственниками Иисуса Христа. Его бабушка Анна, мать Марии, после смерти
первого мужа, стала женой его брата, а после смерти второго - стала
женой следующего. В каждом браке у нее рождались дети. А вот дети этих
детей и стали апостолами.
Экспонатов, которые изображают необычный сюжет или о которых можно рассказать
увлекательные или фантастические истории, - множество. Пример первых
- серия папских медалей. Изображение пап было заказано итальянскому
медальеру Джованни Баттиста Поцци (16 век), который и изобразил профили
всех Глав Католической церкви, большей частью, конечно, выдуманных.
В зале, посвященном борьбе католицизма с протестантизмом, помимо уникальных
по сюжету картин "Пир в аду в честь Мартина Лютера" и "Пир
в аду в честь Жана Кальвина", помещен алтарь-складень "Рождество
Христово". Судьба этого произведения наглядно отражает стремления
очистить и упростить церковные ритуалы. Во-первых, резной, богатый,
украшенный камнями оклад алтаря был заменен на скромный деревянный,
во-вторых, были заново выполнены створки, причем текст на них - уже
на немецком языке. У алтаря, таким образом, не один автор: центральная
часть "Рождество Христово" принадлежит кисти нидерландского
художника Андриана Изенбранта (ок. 1490), а створки - "Благовест
Пастухам" и "Бегство в Египет" - Монограммисту Н.Е. из
Северной Германии (ок. 1544). Кроме борьбы с лютеранами и кальвинистами,
католическая церковь сражалась с еретиками, ведьмами и каббалистами.
Собранию музея принадлежит уникальное издание "Молота ведьм",
документ "Индекс запрещенных книг", в который внесены все
произведения Джордано Бруно и Галилея, - в экспозиции можно увидеть
копии с хранящихся в музее подлинников. Повальное увлечение Каббалой
в 17 веке отражено на картине "Молодые люди у Хироманта".
Этот сюжет пользовался таким успехом, что художник неоднократно повторялся
- в Национальном музее в Варшаве хранится полотно "Польские воины
у Хироманта", а в картинной галерее в Винченце - "Испанские
солдаты у Хироманта". Кроме сюжета картина "Молодые люди у
Хироманта", хранящаяся в Музее истории религии, замечательна еще
и собственной историей: полотно было приобретено Екатериной II и подарено
Григорию Орлову, затем оно попало в коллекцию Челищева, а после революции
конфисковано и передано на хранение в Казанский собор.
Но экспозиция "Католицизм", конечно же, рассчитана не столько
на эстетическое наслаждение любителей искусств и развлечение собирателей
исторических "анекдотов", сколько на непосредственное и наглядное
представление истории римской католической церкви. Большое внимание
уделено становлению монашества - в залах представлены изображения св.
Бруно, св. Франциска, св. Доминика и др. Отдельный раздел касается Контрреформации
- деятельности Хуана де ла Круса, св. Терезы, Игнатия Лойолы. История
католицизма в экспозиции музея доведена до 19 века - в 1870 году Папское
государство было ликвидировано. Залы музея, посвященные новейшей истории
католической церкви (в 1929 году Папское государство было восстановлено)
- истории 20-го века - будут открыты в следующем году.