Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

20.11.2002
Новости культуры


История католицизма: от взаимной анафемы до Французской революции
[Елена Невердовская]

Несколько лет назад Музей истории религии покинул свое первое здание - Казанский собор - и переехал на Почтамтскую. Тогда же он расстался с навязанным в 1954 году атеизмом и получил возможность заняться объективным изучением истории религии различных народов. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить новую экспозицию музея - залы, посвященные шаманским культам, религиям Античного мира, Древнего Египта и Израиля, синкретическим верованиям Причерноморья, раннему Христианству и православию. В середине ноября открылся еще один отдел постоянной экспозиции - "Католицизм".
Четыре зала, посвященные истории католической церкви, с первого взгляда напоминают художественную галерею. Здесь выставлены произведения художников Италии, Франции, Германии и Нидерландов, наиболее ранние относятся к 14-ому веку, наиболее поздние - к 19-тому. Посетитель, требующий от музея непременных раритетов, будет удовлетворен: благодаря переезду были обнаружены картины авторов Итальянского и Северного Возрождения, причем есть и такие, имена которых не представлены в Эрмитаже. В запасниках музея хранились многие холсты, подписанные однотипно: "Неизвестный художник, 19 век". Благодаря работе историков искусства и реставраторов этот приговор для многих "единиц хранения" был отменен - так было обнаружено "Святое собеседование" Джованни Беллини (15 век), "Голгофа" мастера Северного Возрождения голландца Питера Поурбуса (16 век), "Святая родня" голландца Винсента Селлара (16 век) и многое другое. Последняя из перечисленных картин изображает сюжет одного из распространенных средневековых апокрифов, который был запрещен в 1584 году (благодаря этому и была датирована картина - после запрета художник попросту не имел права изображать подобные сюжеты). В соответствие с этой неканонической историей все апостолы были кровными родственниками Иисуса Христа. Его бабушка Анна, мать Марии, после смерти первого мужа, стала женой его брата, а после смерти второго - стала женой следующего. В каждом браке у нее рождались дети. А вот дети этих детей и стали апостолами.
Экспонатов, которые изображают необычный сюжет или о которых можно рассказать увлекательные или фантастические истории, - множество. Пример первых - серия папских медалей. Изображение пап было заказано итальянскому медальеру Джованни Баттиста Поцци (16 век), который и изобразил профили всех Глав Католической церкви, большей частью, конечно, выдуманных. В зале, посвященном борьбе католицизма с протестантизмом, помимо уникальных по сюжету картин "Пир в аду в честь Мартина Лютера" и "Пир в аду в честь Жана Кальвина", помещен алтарь-складень "Рождество Христово". Судьба этого произведения наглядно отражает стремления очистить и упростить церковные ритуалы. Во-первых, резной, богатый, украшенный камнями оклад алтаря был заменен на скромный деревянный, во-вторых, были заново выполнены створки, причем текст на них - уже на немецком языке. У алтаря, таким образом, не один автор: центральная часть "Рождество Христово" принадлежит кисти нидерландского художника Андриана Изенбранта (ок. 1490), а створки - "Благовест Пастухам" и "Бегство в Египет" - Монограммисту Н.Е. из Северной Германии (ок. 1544). Кроме борьбы с лютеранами и кальвинистами, католическая церковь сражалась с еретиками, ведьмами и каббалистами. Собранию музея принадлежит уникальное издание "Молота ведьм", документ "Индекс запрещенных книг", в который внесены все произведения Джордано Бруно и Галилея, - в экспозиции можно увидеть копии с хранящихся в музее подлинников. Повальное увлечение Каббалой в 17 веке отражено на картине "Молодые люди у Хироманта". Этот сюжет пользовался таким успехом, что художник неоднократно повторялся - в Национальном музее в Варшаве хранится полотно "Польские воины у Хироманта", а в картинной галерее в Винченце - "Испанские солдаты у Хироманта". Кроме сюжета картина "Молодые люди у Хироманта", хранящаяся в Музее истории религии, замечательна еще и собственной историей: полотно было приобретено Екатериной II и подарено Григорию Орлову, затем оно попало в коллекцию Челищева, а после революции конфисковано и передано на хранение в Казанский собор.
Но экспозиция "Католицизм", конечно же, рассчитана не столько на эстетическое наслаждение любителей искусств и развлечение собирателей исторических "анекдотов", сколько на непосредственное и наглядное представление истории римской католической церкви. Большое внимание уделено становлению монашества - в залах представлены изображения св. Бруно, св. Франциска, св. Доминика и др. Отдельный раздел касается Контрреформации - деятельности Хуана де ла Круса, св. Терезы, Игнатия Лойолы. История католицизма в экспозиции музея доведена до 19 века - в 1870 году Папское государство было ликвидировано. Залы музея, посвященные новейшей истории католической церкви (в 1929 году Папское государство было восстановлено) - истории 20-го века - будут открыты в следующем году.



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100